Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист предсказал неприятный эффект от запрета на экспорт бензина из России

Экономист предсказал неприятный эффект от запрета на экспорт бензина из России

Запрет на экспорт бензина может оказать дестимулирующее воздействие на российский нефтеперерабатывающий сектор. Об этом «ПолитРоссии» рассказал эксперт в области энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Министерство энергетики России займется проработкой мер по стабилизации оптовых цен на бензин и рассмотрит вопрос целесообразности введения временного запрета на экспорт бензина. Соответствующее распоряжение ведомству поручил заместитель председателя правительства Александр Новак. По его словам, таким образом в стране удастся сохранить динамику розничных цен на нефтепродукты в пределах инфляции, что по-прежнему является одной из важнейших задач, для исполнения которой в текущее законодательство и вносятся правки.

Объясняя свое предложение, Александр Новак отметил, что на сегодняшний день российский топливный сектор сталкивается с серьезным давлением со стороны конъюнктуры мировых рынков и растущих нефтяных котировок. При этом цены на российских автозаправочных станциях изменяются в рамках инфляции, и все компании полностью выполняют свои обязательства. Тем не менее ситуация остается нестабильной, и решить ее предлагается за счет искусственного увеличения предложения на внутреннем рынке

Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, столь радикальные меры необходимо применять с осторожностью. Действительно, в краткосрочной перспективе запрет экспорта позволит стабилизировать цены. Однако речи о полном запрете, безусловно, идти не должно.

 

«Конечно, подействовать такой ход может, тем более, если он принимается в качестве экстренной меры. Всегда бывает какая-то острая необходимость в таких радикальных шагах – например, сейчас, когда началась пандемия. Но если такое и принимать, то на очень короткий срок. Бессрочно же запрещать экспорт бензина из России не стоит. Тем более что и так наша страна поставляет на внешние рынки всего лишь порядка 10 % от всего бензина, а также 50 % дизеля», – объясняет эксперт.

 

Стоит отметить, что подобное предложение Александр Новак выдвинул после проведенного совещания с представителями российских нефтегазовых компаний. С ними же правительство будет работать над установлением максимально допустимых региональных оптовых цен и проработкой всех необходимых параметров. Однако, уверен Станислав Митрахович, сложно представить, что такие меры придутся по душе представителям российского нефтеперерабатывающего сектора. Более того, продолжительный запрет на экспорт в конечном итоге негативно скажется и на качестве производимого в РФ топлива, что также окажется неприятным эффектом для всех участников рынка.

 

«Если честно, я не сторонник таких мер. Потому что они дестимулируют производителей бензина и переработчиков нефти вообще вкладываться в свою деятельность. Ну какой смысл вкладываться в нефтеперерабатывающие заводы, если вы на этом не можете заработать. Внутри страны цены будут зажаты, а на заправках страдают независимые заправщики, которые не входят в вертикально интегрированные компании и лишены каких-нибудь субсидий. Потом начнут страдать и заводы, которые делают бензин – из-за текущей налоговой нагрузки им будет просто не выгодно заниматься производством. А если запретить зарабатывать и на внешних рынках, то какие вообще останутся аргументы у компаний вкладываться в переработку нефти? Они просто будут игнорировать подобный вид бизнеса, и постепенно качество нашего бензина будет ухудшаться», – считает эксперт.

 

Вероятно, это понимают и в правительстве. А потому стороны, вероятнее всего, найдут устраивающий всех компромиссный вариант, рассматривая полный запрет экспорта топлива лишь в качестве крайней меры.

«Я считаю, что ситуацию нужно менять другими способами. Например, правительство может разработать план налогового стимулирования для всех игроков на нефтеперерабатывающем рынке. В таком случае запрещать экспорт не придется – цены можно будет удерживать от роста и таким способом. Что же касается разговора о запрете на экспорт, то я бы рассматривал его как переговоры правительства с компаниями. Этакий сигнал: "Не увеличивайте цены, а то запретим экспорт". Но, если правительство в реальности пойдет на такой шаг, то он будет очень кратковременным», – резюмирует Станислав Митрахович.

Источник: ПолитРоссия, 23.06.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики