Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист предсказал неприятный эффект от запрета на экспорт бензина из России

Экономист предсказал неприятный эффект от запрета на экспорт бензина из России

Запрет на экспорт бензина может оказать дестимулирующее воздействие на российский нефтеперерабатывающий сектор. Об этом «ПолитРоссии» рассказал эксперт в области энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Министерство энергетики России займется проработкой мер по стабилизации оптовых цен на бензин и рассмотрит вопрос целесообразности введения временного запрета на экспорт бензина. Соответствующее распоряжение ведомству поручил заместитель председателя правительства Александр Новак. По его словам, таким образом в стране удастся сохранить динамику розничных цен на нефтепродукты в пределах инфляции, что по-прежнему является одной из важнейших задач, для исполнения которой в текущее законодательство и вносятся правки.

Объясняя свое предложение, Александр Новак отметил, что на сегодняшний день российский топливный сектор сталкивается с серьезным давлением со стороны конъюнктуры мировых рынков и растущих нефтяных котировок. При этом цены на российских автозаправочных станциях изменяются в рамках инфляции, и все компании полностью выполняют свои обязательства. Тем не менее ситуация остается нестабильной, и решить ее предлагается за счет искусственного увеличения предложения на внутреннем рынке

Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, столь радикальные меры необходимо применять с осторожностью. Действительно, в краткосрочной перспективе запрет экспорта позволит стабилизировать цены. Однако речи о полном запрете, безусловно, идти не должно.

 

«Конечно, подействовать такой ход может, тем более, если он принимается в качестве экстренной меры. Всегда бывает какая-то острая необходимость в таких радикальных шагах – например, сейчас, когда началась пандемия. Но если такое и принимать, то на очень короткий срок. Бессрочно же запрещать экспорт бензина из России не стоит. Тем более что и так наша страна поставляет на внешние рынки всего лишь порядка 10 % от всего бензина, а также 50 % дизеля», – объясняет эксперт.

 

Стоит отметить, что подобное предложение Александр Новак выдвинул после проведенного совещания с представителями российских нефтегазовых компаний. С ними же правительство будет работать над установлением максимально допустимых региональных оптовых цен и проработкой всех необходимых параметров. Однако, уверен Станислав Митрахович, сложно представить, что такие меры придутся по душе представителям российского нефтеперерабатывающего сектора. Более того, продолжительный запрет на экспорт в конечном итоге негативно скажется и на качестве производимого в РФ топлива, что также окажется неприятным эффектом для всех участников рынка.

 

«Если честно, я не сторонник таких мер. Потому что они дестимулируют производителей бензина и переработчиков нефти вообще вкладываться в свою деятельность. Ну какой смысл вкладываться в нефтеперерабатывающие заводы, если вы на этом не можете заработать. Внутри страны цены будут зажаты, а на заправках страдают независимые заправщики, которые не входят в вертикально интегрированные компании и лишены каких-нибудь субсидий. Потом начнут страдать и заводы, которые делают бензин – из-за текущей налоговой нагрузки им будет просто не выгодно заниматься производством. А если запретить зарабатывать и на внешних рынках, то какие вообще останутся аргументы у компаний вкладываться в переработку нефти? Они просто будут игнорировать подобный вид бизнеса, и постепенно качество нашего бензина будет ухудшаться», – считает эксперт.

 

Вероятно, это понимают и в правительстве. А потому стороны, вероятнее всего, найдут устраивающий всех компромиссный вариант, рассматривая полный запрет экспорта топлива лишь в качестве крайней меры.

«Я считаю, что ситуацию нужно менять другими способами. Например, правительство может разработать план налогового стимулирования для всех игроков на нефтеперерабатывающем рынке. В таком случае запрещать экспорт не придется – цены можно будет удерживать от роста и таким способом. Что же касается разговора о запрете на экспорт, то я бы рассматривал его как переговоры правительства с компаниями. Этакий сигнал: "Не увеличивайте цены, а то запретим экспорт". Но, если правительство в реальности пойдет на такой шаг, то он будет очень кратковременным», – резюмирует Станислав Митрахович.

Источник: ПолитРоссия, 23.06.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики