Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» сохранит нашу зависимость от Украины?

«Северный поток-2» сохранит нашу зависимость от Украины?

В Берлине нашли способ давить на Москву в угоду Киеву

Проект «Северный поток-2» может быть остановлен, заявил лидер немецкой партии «Христианско-демократический союз» (ХДС), кандидат в канцлеры Армин Лашет. По его словам, это может произойти в случае его использования «против Украины» .

«Геостратегическое влияние было оговорено: он не должен наносить ущерб Украине, здесь есть европейские обязательства. Если президент Путин не будет придерживаться этого правила и будет использовать его против Украины, то можно в любой момент, даже когда трубопровод готов, остановить его, потому что тогда исчезнет основа договоренности. Все просто», — сказал он в совместном интервью с кандидатами в канцлеры от Партии зеленых и социал-демократов Анналеной Бэрбок и Олафом Шольцом.

Он также добавил, что Европа всегда посылала соответствующие сигналы.

Шольц также согласился, что интересы Украины должны учитываться. По его словам, Германия участвовала в переговорах по этому вопросу, в будущем транзит газа через украинскую территорию должен быть гарантирован.

«По этому поводу нужно вести переговоры», — подчеркнул он, добавив, что Германия должна сотрудничать с Украиной в поставка водородного топлива.

О перспективах поставок водорода с помощью украинской ГТС заявила также посол Германии на Украине Анка Фельдгузен. Она напомнила, что Германия планирует до 2045 года полностью отказаться от углеродных источников энергии и перейти на водород. Поэтому Украине нужно задуматься над экспортом водорода, а не газа углеродного происхождения.

Она отметила, что газ углеродного происхождения — это явление временное. «Украина сейчас и в дальнейшем будет бороться с „Северным потоком-2“, но вместе с тем нужно думать и о своих очень широких возможностях в других сферах. В том числе и о водороде и его транзите в Европу».

По ее словам, нынешнюю газотранспортную систему Украины можно использовать для транзита водорода, но не более чем на 25 процентов. При этом она уверена, что поставки газа через Украину будет и в дальнейшем.

«Думаю, что это будет одно условие запуска «Северного потока-2», — подчеркнула Фельдгузен.

Что за бред? Какие ещё условия?

В последнее время много ведётся разговоров о компенсация Украине. Причём, говорят это не только на Украине, но и в США и Германии. Но с какой стати? Мировая практика знает примеры, чтобы кому то что-то компенсировать из-за прекращения транзита через его территорию? Это вообще нормально?

— Разговоров о компенсации очень много, — считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Но велика вероятность, что останутся лишь разговорами. США и Европа говорят о компенсации и о каких-то гарантиях со стороны России по нескольким причинам. Во-первых, нужно продемонстрировать, что они не кинули Украину. Так как Киев теперь везде кричит, что его предали и т. д., а США и Европа чувствуют определённую ответственность за Украину. Во-вторых, США пытается подложить мину под «СП-2» Т.е. дополнить проект обязательствами. Логика такая — проект должен быть остановлен, если станет вредить Украине. А дальше любые действия России можно трактовать как вред Украине.

Европа пытается не допустить подобных обременений и старается «заболтать» тему компенсаций и гарантий. Они хотят, чтобы проект работал как нормальный газопровод. Иначе давно бы уже остановили строительство.

— Самое странное, что в России никто не говорит о прекращении транзита, — отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Во-первых, есть контракт до 2024 года. Во-вторых, у Украины есть шансы сохранить часть транзита и после 2024 года. Правда, с ней, скорее всего, перейдут на ту же систему взаимоотношений, которая сейчас задействована с Польшей. Собственно, именно Польша как транзитёр имеет больше шансов пострадать от введения «Северного потока-2». Во всяком случае в ближайшие три года.

Но в целом разговоры о компенсации звучат изумительно.

«СП»: — Ну, с США понятно. Но Германия… Им-то какое дело до Украины? Хотят помогать — пусть помогают, но почему это надо делать за счет России? Это чистая политика? Или они боятся впасть в полную зависимость от России и хотят сохранить рычаги давления?

— В Германии есть разные политические круги, зависящие от разных финансово-промышленных групп. Притом не обязательно от немецких финансово-промышленных групп. Очевидно, что Германия от «Северного потока-2» выигрывает. Да и вести разговоры о политическом характере этого проекта стоит не с Газпромом, а с Uniper и Wintershall Dea — немецкими инвесторами. Те очень удивятся. А немецкие политические деятели, выступающие против «Северного потока-2», очевидно работают против интересов Германии.

«СП»: — Лашет говорит об остановке «СП-2», если он будет использоваться во вред Украине. А кто этот вред будет определять? Как будет работать этот механизм?

— Я бы не стал сейчас комментировать это высказывание по сути. Оно, на мой взгляд, носит чисто политический — предвыборный — характер. Говорить о конкретных механизмах, опираясь только на политические лозунги, невозможно.

«СП»: — Может ли реально Германия пойти на остановку «СП-2»? При Лашете? Или если к власти придут зелёные?

— Если она будет готова отвечать в судах перед европейскими партнёрами Газпрома и терять в судах миллиарды евро, то — возможно.

Я полагаю, что настоящий конфликт будет вестись вокруг возможности стопроцентного заполнения газопровода. Здесь да, участникам проекта придётся побороться.

«СП»: — Украине нужно задуматься над экспортом водорода — такой совет дала посол Германии на Украине Анка Фельдгузен. Серьёзно? Это реально? А где Украина возьмёт водород? Подойдёт ли её ГТС для этого?

— Мне кажется, что эти вопросы стоит задать госпоже послу. Возможно, она знает что-то такое, что не знает больше никто: ни в России, ни на Украине. А комментировать слова такого большого профессионала должен только столь же большой профессионал. Я не знаю достойных кандидатур, которые могли бы потянуть такой комментарий. Поэтому лучше уточнить у самой госпожи посла.

Конечно, некоторые украинские деятели уже высказывали мысль о поставках водорода в Европу. Но дальше украинских ток-шоу эта светлая мысль пока не пошла. Чистый водород транспортировать по ГТС Украины нельзя. Теоретически можно транспортировать только газо-водородную смесь. Но, исходя из стратегии развития водородной энергетики как всего Евросоюза, так и Германии, в поставках водорода с территории Украины Европа не заинтересована.

«СП»: — Посол добавила, что поставки газа через Украину будет и в дальнейшем. «Думаю, что это будет одно условие запуска «СП-2». Серьёзно такое условие может быть выставлено?

— Легко. И Газпром легко согласится на это условие — у него контракт до 2024 года.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 27.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики