Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Требования МВФ подарили Украине новую уловку для повышения цен на газ

Требования МВФ подарили Украине новую уловку для повышения цен на газ

На Украине повышение тарифов на газ происходит так, будто энергоноситель полностью импортный, хотя две трети всего объема страна добывает самостоятельно, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинский «Нафтогаз» вновь повысил цену на голубое топливо для населения. В июле 2021 года она составит 13,13 гривны (0,47 доллара, или почти 35 рублей) за кубометр, что на 10% выше по сравнению с июнем. 

Влияние Европы несколько преувеличено

Повышение цен коснется тарифного плана «Месячный», пояснили в пресс-службе «Нафтогаза», потребители, использующие годовой тарифный план, продолжат оплачивать газ фиксированно: по 7,96 гривны (20,95 рубля) за кубометр.

Льготные тарифы на газ в 6,99 гривны (18,4 рубля) перестали действовать на Украине с 1 мая. Газоснабжающие компании опубликовали свои годовые тарифы, согласно которым самую выгодную цену предложил «Нафтогаз». Предполагается, что годовой тариф будет определять единую цену на газ с 1 мая 2021 года до 30 апреля 2022 года.

Повышение расценок по отдельным тарифным планам в компании объяснили ростом стоимости газа на европейских рынках одновременно с низкими запасами газа в подземных хранилищах. Игорь Юшков отмечает, что эти причины стали уже традиционными для властей и госкомпаний Украины. 

«Как правило, изменения на внутреннем рынке Украины происходят в сторону повышения тарифов, — комментирует Юшков. — Власти оправдываются тем, что это прямое влияние газового рынка Европы.

Там действительно сейчас сложная ситуация: хранилища пустеют, а стоимость газа достигает почти 400 долларов за тысячу кубометров. Поскольку стоимость импортного газа для Украины определяется котировками на европейских биржах, в частности на немецкой, энергоноситель обходится дорого, а платить за это необходимо внутреннему потребителю».

Тарифы на газ, а также другие коммунальные услуги хитро переплетаются с внешней политикой и кредитной зависимостью Киева от мировых финансовых организаций.

Международный валютный фонд (МВФ) настаивает на том, чтобы Украина избавилась от субсидирования и модель газовой отрасли страны стала либеральной, когда цены меняются в зависимости от ситуации на рынке, а государство не занижает тарифы. Это основная позиция МВФ и других подобных организаций, выдающих Украине кредиты, отмечает эксперт. 

Поскольку кредиты выдаются по итогам реформ, в том числе в сфере ЖКХ, смысл которых в повышении тарифов и отказе от субсидирования, нынешний рост цен на газ является некоторым результатом преобразований, проведенных Киевом по настоянию МВФ.

«Теперь руководство страны может говорить о том, что в газовой сфере сложилась рыночная ситуация, поэтому если меняются условия на мировом рынке, то и на Украине тоже, — рассуждает Юшков. — Это удобная позиция: импортировать нам дорого, а субсидировать запрещает МВФ, поэтому приходится повышать цены».

Объяснение является не более чем уловкой: примерно две трети потребляемого газа Украина добывает самостоятельно, импортируется лишь одна треть.

При текущем объеме потребления газа в 27 млрд кубометров на Украине добывают около 20 млрд кубов, причем 15 млрд из них производит «Укргаздобыча», входящая в группу «Нафтогаз».

Тем не менее цены на газ повышают таким образом, будто этот энергоноситель полностью импортный, подчеркнул эксперт. 

Что принесет очередной рост тарифов

На Украине газовая отрасль выгодна внутренним компаниям-производителям. Даже прошлогоднее снижение цен на газ в Европе — были месяцы, когда газ стоил 50 долларов за тысячу кубометров, — не слишком повлияло на тарифы для жителей страны.

В январе текущего года после 30-процентного повышения тарифов на газ и электроэнергию кабмином Украины протесты охватили Одессу, Каменское, Марганец, Чернигов, Кропивницкий, Полтаву, Прикарпатье и другие населенные пункты.

Несмотря на это, сохраняется тренд на устойчивый рост тарифов, который значительно опережает рост доходов граждан Украины. Задолженность по коммунальным услугам за прошедший отопительный сезон превышает 80 млрд гривен.

Судя по всему, долги будут увеличиваться — Госстат Украины выявил рекордную с 2017 года безработицу в 10,5%. По итогам первого квартала 2021 года на Украине безработными оказались 1,8 млн человек, что на 257 тысяч больше, чем в аналогичный период прошлого года.

По мнению Юшкова, характеристика предстоящего отопительного сезона будет зависеть от готовности внутреннего рынка Украины к потреблению газа по складывающимся ценам.

«Даже газифицированная сельская часть Украины возвращается к использованию дров, в особенности это касается пенсионеров, — отмечает Юшков. — Печное отопление для них получается более выгодным. 

Кто-то устанавливает пропан-бутановые баллоны, поскольку они дешевле магистральной газификации. Кроме того, растут неплатежи: часть потребителей перестают платить в знак протеста, часть перестает вписываться в свои финансовые возможности».

Постоянный рост тарифов не только на газ, но и на воду и электричество раздражает украинских потребителей на фоне низких зарплат и ведет к неплатежам и увеличению долгов, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики