Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина ждет, когда ее «труба» будет уже никому не нужна

Украина ждет, когда ее «труба» будет уже никому не нужна

С конца августа возобновились российско-украинские переговоры о возможности создания совместного предприятия между «Газпромом» и «Нафтогазом». 27 августа министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер обсудили объекты, которые могли бы быть внесены «Газпромом» и «Нафтогазом» в это СП.

Украинская сторона утверждает, что она в качестве своей доли готова отдать в совместное управление нефтегазовое месторождение «Площадь Паласа» на шельфе Черного моря, а также свою газотранспортную систему (ГТС) — ту самую пресловутую «трубу», которую украинские власти уже два десятилетия объявляют чуть ли не основой своей «незалежности». А взамен Украина требует от российской стороны передать ей месторождение, «добыча газа на котором уже составляет 30 млрд кубометров газа в год». «Эти объемы позволят полностью обеспечить газом украинскую промышленность по низким ценам»,— заявляют в украинском Минтопэнерго.

Если коснуться сути вопроса, то очевидно, что для России интересен лишь вопрос о «трубе» — чтобы Украина не могла блокировать транзит российского газа европейским потребителям ни при каких политических или экономических осложнениях. Украина же, со своей стороны, ни за что не хочет отказываться от, пожалуй, единственного рычага, через который она может оказывать давление на Россию по любому поводу или вообще без такового. Правда, украинская ГТС, за годы «незалежности» толком не ремонтировавшаяся, может выйти из строя в любой момент, и поэтому сменяющие друг друга украинские руководители который год клянчат деньги на ее ремонт у всех подряд, в том числе и у России. Но при этом же украинцы гордо заявляют, что Россию до управления «трубой» не допустят, так как она, эта «труба» — гарант «незалежности». Собственно, к урегулированию этой проблемы и сводятся все предложения — от идеи создания «газотранспортного консорциума» до образования вышеупомянутого СП «Газпрома» и «Нафтогаза».

Недавно руководитель «Газпрома» Алексей Миллер предложил украинской стороне просто объединить «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом, по словам Миллера, «поставка газа для населения Украины могла бы в этом случае осуществляться, на наш взгляд, по ценам, по которым осуществляется поставка газа для населения России». В ответ на это предложение министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко только сумел ответить, что «мы смотрим разные варианты. Ключевое условие — чтобы эти варианты были выгодны и компаниям, и народам обеих стран». А в СМИ началась пропагандистская кампания на тему, что цены на газ для россиян еще выше, чем даже нынешние для украинцев, и что Украине предлагают «троянский» газ. А 2 сентября Юрий Бойко заявил украинским СМИ, что Россия все же предложила Украине участвовать в добыче газа на своих месторождениях. «С нашей стороны есть принципиальная позиция: мы хотим, чтобы была загружена наша газотранспортная система. А со стороны российских партнеров есть предложение дать нам возможность работать с их добывающими активами. Так же, как они сделали с немецкой компанией Wintershall», – сказал Бойко и добавил, что эти предложения изучаются и никаких окончательных решений по ним еще не принято.

«Коммерсант-Украина», ссылаясь на свои источники в «Газпроме», попытался уточнить этот вопрос. В «Газпроме» подтвердили, что у него есть совместное предприятие с Wintershall («дочка» BASF), которое работает на Ачимском участке Уренгойского месторождения. Wintershall через совместное предприятие с «Газпромом» вложила в разработку газа 750 млн евро и намерена инвестировать еще 200 млн. Сейчас на месторождении добывается 25 млрд кубометров газа в год. Причем, его себестоимость на 17-20% выше, чем добываемого на других месторождениях России, поскольку добыча ведется с глубины 4–5 км (обычно она не превышает 1,5 км). Кроме того, «Газпром» имеет контроль в СП – ему принадлежит 51% акций.

Украине предлагают создавать с «Газпромом» подобное СП. Правда, как уточняют в «Газпроме», они вносят в СП не действующее месторождение (как того хочет украинская сторона), а лишь право добычи сырья на одной из крупных площадей. «Прибыль, которую Украина получит от транспортировки газа, она сможет инвестировать в разработку этого месторождения. Если она принесет результат, газ может быть продан внутри России или экспортирован в Украину, и таким образом СП получит дополнительную прибыль, – пояснил источник издания. – О получении готового месторождения, где будет много дешевого газа, речь не идет».

Начальник инвестиционного отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин предполагает, что Украине будут предложены участки, от разработки которых ранее отказались другие компании – как например, Астраханское месторождение. Там действительно, есть большие запасы газа и газоконденсата. В месторождениях, правда, высокое содержание серы, из за чего нефтяные компании ENI и Total посчитали нерентабельным вести там разработку. Но они, вероятно, не так нуждаются в газе, как Украина.

Ситуацию для КМ.RU. комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— С украинской стороны мы видим постоянные попытки уклониться от соглашения, предусматривающего российский контроль над ГТС. Причем эти попытки украинская сторона весьма неубедительно пытается обосновывать «кабальными» условиями, которые ей якобы навязывают. Более чем щедрое предложение Миллера отпускать газ украинским потребителям по цене российского 5 пояса, то есть цен для Нижегородской области, они фактически отвергли. Да еще попытались поднять кампанию о «троянском» газе, который якобы более дорогой, чем ныне отпускаемый украинским потребителям. Хотя все цифры открытые: на Украине потребителям газ отпускают больше, чем по $100 за тысячу кубометров — есть конечно и льготные потребители, но и у них цена все равно не меньше $90. А в соседней с Украиной Белгородчине цена не больше $65, так что налицо откровенное вранье.

Насчет месторождений, которые хотела бы получить Украина – это вообще звучит, как насмешка. Доступных и разведанных месторождений у нас, между прочим, вообще не так много. Они — что, хотят, чтобы им просто так передали Уренгой, оградили его пограничными столбами, да еще сверху и «жевто-блакитный прапор» повесили? Это взамен на участие в ремонте за наши же деньги их трубы, которая, кстати, без российского газа имеет ценность не больше цены металлолома?

Если у Украины есть средства и технологии — хотя их нет и не предвидится,— то пусть участвуют, как и прочие нерезиденты. В разработке тех месторождений, что им предлагают. Хотя, на самом деле, никто изначально не предлагал менять «трубу» на месторождения, ясна была все нелепость такой идеи. Украине просто предлагали объединить «Нафтогаз» с «Газпромом», за соответствующую долю акций последнего. Те смертельно обиделись – мол, наше «национальное достояние» хотят получить всего за 5% акций «Газпрома». Хотя, прямо скажем, что тут обидного? 5% акций компании, у которой в активе 18% всего мирового газового запаса, капитализация которой под $200 млрд – это что, мало? Причем — вместо «трубы», ничего не стоящей без российского газа?

Все вышесказанное для Украины не секрет. И полагаю, тот же Янукович понимает, что ему делают выгодное предложение. И что если он со своими товарищами и дальше будет играть в те же игры, то будет построен «Южный поток», и Украина вообще потеряет этот бизнес.

Очевидно, Януковичем и его окружением руководят мотивы сугубо субъективного характера. Мол, «Южный поток» появится лет через семь, а что с нами к этому времени будет, неизвестно. Ну а пока, благо еще есть возможность, можно что-то выторговать или урвать, а дальше видно будет.

Впрочем, такой торг может продолжаться какое-то время, но все же не очень долго. У украинской стороны, полагаю, где-то полгода есть в запасе. Если, наконец, всерьез пойдут работы по «Южному потоку», как они уже идут по «Северному», сговорчивость Украины резко поднимется. Но после того, как в этот «поток» будут вложены реально большие деньги, вряд ли кто-то захочет о чем-либо еще договариваться с Украиной.

Автор: Максим Хрусталев

Источник: КМ.ru, 05.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики