Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть после COVID-19 ожидает лимитированный спрос

Нефть после COVID-19 ожидает лимитированный спрос

Мировой рынок нефти движется к допандемийным показателям, но одновременно возвращаются старые проблемы, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

ОПЕК+ готовится смягчить ограничения

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что в ОПЕК+ ожидают сохранение дефицита на мировом рынке нефти, если в 2021 года добыча сырья в мире останется на уровнях, зафиксированных после весенних переговоров. 

Данное заявление было сделано перед новым раундом встреч в рамках ОПЕК+, который в четверг, 1 июля, завершится заседанием министров государств-членов. Москву на данной площадке представит заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак.

По базовому прогнозу ОПЕК+ спрос в августе превысит предложение на 1,7 млн баррелей в сутки, а во втором полугодии 2021 года он в среднем составит 1,9 млн баррелей сутки. Эти прогнозные величины должны стать базовыми для ОПЕК+.

По дефициту есть разные оценки: Commerzbank предсказывает его уровень в 1,4 млн баррелей в сутки во втором полугодии 2021 года. 

В июле сокращение добычи нефти стран - членов ОПЕК по сравнению с базовым уровнем составит 5,8 млн баррелей в сутки, однако в мае началось смягчение лимитов. Оно должно было начаться начаться еще в январе, но из-за негативной конъюнктуры сместилось на январь.

В Bloomberg предсказывают увеличение добычи нефти странами - членами ОПЕК+ на 550 тысяч баррелей в сутки, начиная с августа.

Здесь много переменных – шли разговоры о возвращении на рынок Ирана, но ВВС США нанесли удары по позициям проиранских формирований в Сирии и Ираке, а американский президент Джо Байден заявил, что не допустит создания иранского ядерного оружия.

Данные обстоятельства осложняют переговоры по «ядерной сделке» в Вене и ослабляют нефтяные позиции Тегерана. 

Ситуация является непростой, но тренд в сторону смягчения ограничений продолжится. Это важно для РФ, по соглашению ОПЕК+ наша страна должна сократить добычу на 2,5 млн баррелей в сутки с базового паритета с саудитами в 11 млн баррелей в сутки.

Второе соглашение ОПЕК+ было подписано в конце марта 2020 года и должно действовать два года, но худший его вариант не сбылся – падение потребления нефти мира в «коронакризис» оказалось скромнее, чем прогнозировалось на пике пандемических позиций.

В июле ОПЕК+ планирует выход мирового потребления нефти на уровень 96,58 млн баррелей в сутки, что соответствует показателям 2016 года и на 3,5-4 млн баррелей в сутки меньше допандемических пиков спроса на главный энергоресурс.

Цены на нефть держатся на уровне 75 долларов за баррель, что является высоким показателем для эпохи, начавшейся в 2014 году.

Тогда средняя цена нефти со 112 долларов в июне упала до 57 долларов в декабре, а в следующие два года процесс усугубился. Котировки дошли до диапазона в 20 долларов за баррель, после чего Москва и Эр-Рияд подписали первое соглашение ОПЕК+. 

Проблемы нефтяного рынка никуда не ушли

«Если мы посмотрим на ситуацию на нефтяном рынке, то увидим, что цены на сырье стали снижаться в ожидании встречи ОПЕК+. Рынок настроен на то, что особых ограничений в плане предложения не будет, а сырья станет еще больше», - констатирует Перов.

Из-за этого произошло падение цен на нефть примерно на 1% от прежней стоимости. Рынок настроен на постепенное снятие ограничений на добычу, а, учитывая современную конъюнктуру, в четверг вряд ли будет другой результат.

«Что касается долгосрочного развития ситуации на нефтяном рынке, то он выходит из состояния пандемии, однако риски остаются. COVID-19 побеждали уже несколько раз, но проблема возвращалась с новыми мутациями. Непонятно, что будет осенью – может возникнуть новый штамм вируса, но в целом спрос на сырье постепенно восстанавливается», - резюмирует Перов.

Не надо забывать и про то, что проблемы, которые были и есть в мировой экономике, никуда не делись.

«Ситуация с пандемией это прикрыла, пусть и сегодня принято объяснять все трудности в экономике, включая падение спроса на нефть, приходом COVID-19, но в реальности ситуация является противоположной», - заключает Перов.

В мировых экономике и энергетике накопилось много проблем, которые списали на пандемию COVID-19. Во многом из-за этого ведущие страны мира начали так рьяно проводить антикризисную политику, в том числе и финансовые вливания в реальный сектор. 

Нефтяной рынок – не исключение, здесь своя специфика, которой игроки пытаются воспользоваться в своих интересах. Ярким примером является Green New Deal Евросоюза – вряд ли бы проект стартовал, если бы не было пандемийной специфики.

«Пандемия послужила триггером. Можно вспомнить прогнозы Всемирного банка и ОПЕК, говорившие, что спрос на нефть будет снижаться. Данные факторы никуда не ушли и продолжат действовать», - констатирует Перов.

Россия также учитывает данные моменты. Президент РФ Владимир Путин в программном заявлении заявил, что еще пять лет спрос на нефть будет расти, но затем процесс остановится. Данная точка зрения не является однозначной, но важно то, что Россия поменяла стратегию и теперь будет выстраивать линию развития, исходя из лимитированных объемов мирового спроса на нефть.

«Мы должны увидеть восстановление спроса на нефть допандемийного уровня, но затем сыграют старые экономические факторы, которые будут сдерживать выход мирового спроса на сырье на новые рубежи», - резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики