Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» нашёл слабое место ЕС для ускорения запуска «Северного потока – 2»

«Газпром» нашёл слабое место ЕС для ускорения запуска «Северного потока – 2»

«Газпром» отказался от бронирования дополнительных транзитных мощностей через Украину в июле.

Оператор газотранспортной системы Украины предложил на аукционе дополнительные транзитные мощности в размере 63,7 миллиона кубометров в сутки, но «Газпром» не стал их бронировать.

В Европе возникла обеспокоенность, так как сложившаяся ситуация увеличивает спотовую стоимость газа, а также замедляет заполнение газохранилищ.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович прокомментировал для «Журналистской правды», должен ли «Газпром» бронировать допмощности и поможет ли отказ компании ускорить введение «Северного потока – 2».

«Газпром» полностью выполняет свои контрактные обязательства и перед покупателями газа в Европе, и перед Украиной как транзитером газа. Компания не заключала контракты, которые бы обязывали внезапно поставить дополнительные объемы газа. Дополнительный объем может быть опцией по согласованию сторон. Никакие юридические претензии здесь не возможны. Контракт «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» предполагает транспортировку в 2021 году 40 млрд куб газа в год, который делится на количество дней в году. Больше «Газпром» качать не обязан.

Несколько месяцев назад проводился аукцион на бронирование мощности, «Газпром» в нем участвовал и выкупил дополнительную мощность украинской газотранспортной системы. Дополнительные мощности, которые были в мае и июне, «Газпром» выкупать не спешил. Почему? «Газпром» устраивает ситуация, по которой цены на газ в Европе выше. Компания видит, что сложилась ситуация, благодаря которой цены выросли, зачем из сбивать. «Газпром» продает газ по долгосрочным контрактам, в которых есть спотовая индексация, то есть высокие цены на бирже отчасти влияют и на долгосрочные контракты. Если цена на газ выше, это плюс для российского бюджета, в который поступают экспортные пошлины с поставок.

Другие поставщики газа в Европу сейчас испытывают определенные сложности. Хотя ЕС постоянно рассказывал, что у него куча альтернатив. На практике выясняется, что все эти альтернативы проблемные. Норвегия ведет ремонт на месторождениях. Алжир увеличил собственное потребление газа. Поставщики из Азербайджана тоже выходят на тот уровень, который есть. Поставщики сжиженного газа предпочитают поставлять в те регионы мира, где цена еще выше, чем в Европе, в частности на азиатские рынки. Из-за этого возникает европейский эффект высоких цен. Плюс еще повлияла погода: в Европе жаркая погода, требуется много энергии для кондиционеров.

Я думаю, «Газпром» таким образом отчасти пытается подтолкнуть Европу быстрее реализовать проект «Северный поток – 2». И в этом нет ничего криминального. Мы действительно заинтересованы в том, чтобы проект быстрее заработал, и искренне полагаем, что «Северный поток – 2» выгоден для большинства стран Европы, которые согласились в нем участвовать. Это в конечном счете будет выгодно и для Германии, и для Чехии, и для Венгрии, возможно, и для Италии. Мы показываем европейцам наши общие интересы и призываем быстрее реализовать «Северный поток – 2», с помощью которого они смогут потом закачивать газ в хранилища. Я не вижу в этом ничего плохого. Обвинять «Газпром» в том, что он не торопится бронировать мощность через Украину, которая будет дороже «Северного потока – 2», просто глупо. Как можно обвинять компанию в том, что она хочет заработать денег на своем проекте. Когда «Газпром» будет качать газ через «Северный поток – 2», он будет платить самому себе как собственнику трубы. Когда мы качаем газ через Украину, мы платим им. Да и к тому же сейчас цена через Украину самая высокая. Она выше, чем поставки по газопроводу «Ямал-Европа» через Белоруссию и «Северному потоку». С какой стати мы должны экономически играть против своих интересов, если понимаем, что через пару месяцев сможем поставить нужные объемы по «Северному потоку- 2»? Зачем нам платить Украине, если мы можем заплатить сами себе? Да и те компании, которые участвуют в проекте, тоже получат выгоду от «Северного потока – 2», заработают ответвления на территории Германии, Чехии. Компании, которые вложились в проект, смогут отбить свои деньги.

Если бы Украина снизила цены… В действующем контракте прописана формула ценообразования на транзит. Но Украина при желании могла бы поменять эту формулу. Одно дело в сторону повышения поменять, другое дело – в связи с обстоятельствами договориться на существенную скидку для «Газпрома», или сделать какие-то другие шаги в сторону России в этом вопросе. Если бы Украина на это пошла, мы бы, возможно, тоже отреагировали.

На эту тему можно сожалеть, развлекать друг друга разговорами, но вынудить «Газпром» качать дополнительно через Украину вряд ли получится. Если только будет совсем катастрофическая ситуация, жара +45 градусов, и тогда, может быть, мы выкупим дополнительные мощности для спасения Европы, но пока ничего сверхординарного нет, поэтому ждем запуска «Северного потока – 2».

Источник: Журналистская правда, 29.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики