Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва испытает на Белоруссии «водородную бомбу»

Москва испытает на Белоруссии «водородную бомбу»

Что стоит за предложением РАН развивать в РБ «зеленую» энергетику

Формой поддержки Россией экономики Белоруссии после введения против нее санкций может стать совместное развитие водородной энергетики. С таким предложением на прошедшем Восьмом форуме регионов двух стран выступил президент РАН Александр Сергеев.

По его словам, после ввода на полную мощность Белорусской АЭС (построенной при помощи Росатома), в этой стране может быть налажено получение водорода методом электролиза. А разработанные российскими учеными высокоэффективные топливные элементы позволят оснастить местный транспорт водородными двигателями, а также построить сетевую инфраструктуру заправочных водородных станций.

Сергеев заявил о ключевой роли водородной и атомной энергетики в «зеленой» низкоуглеродной экономике будущего. Это требует увеличения усилий в научно-технологическом секторе, в частности, исследований по получению «зеленого» водорода, с нулевыми выбросами парниковых газов. Если в атомной энергетике Союзное государство занимает передовые позиции в мире, то освоение сферы водородной энергетики только начинается.

Действительно, некоторые признаки водородной эры наблюдаются. Перспективы нового направления РАН обсуждает совместно с «Газпромом». Ранее академики предлагали экспортировать водород в Европу через «Северный поток-2». Строительство водородного завода предполагается в Хабаровске, планирует стать лидером водородной энергетики Татарстан. Сам президент Владимир Путин еще в 2020 году предлагал ради экологии перевести транспорт с дизеля на водород.

Правда, в случае Белоруссии совместный водородный проект может иметь как энергетическую, экономическую, так и политическую подоплеку. За сутки до открытия совместного форума белорусская сторона намеревалась завершить интеграцию с Россией до 1 января 2022 года, но спустя два дня Александр Лукашенко предложил написать стратегию интеграции до 2030 года. Похоже, что Минску нужен не столько результат, сколько процесс интеграции. А водород тут только предлог.

В компании «ИнЭнерджи», специализирующейся на водородной энергетике, «СП» пояснили, что с конкретной ситуацией вокруг белорусской АЭС не знакомы, но если там есть избыточная невостребованная мощность, то производство водорода может оказаться экономически целесообразным. При этом компания считает перспективным применение водородных топливных элементов в карьерных самосвалах и сотрудничает в этой сфере в «БелАЗом».

«В настоящее время водородный транспорт требует субсидий, так же как требовали субсидий на ранних этапах своего развития солнечные батареи и ветровые электростанции», — пояснил представитель компании.

По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, целесообразность развития водородного проекта в Белоруссии вызывает сомнения.

— В Европе приняли программу Green Deаl («Зеленая сделка»), предусматривающую отказ от ископаемого топлива и переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2050 году. Водород им нужен в первую очередь как система хранения энергии, полученной от ВИЭ. Потому что по-другому хранить ее невозможно.

Конечно, можно сделать огромные аккумуляторы, но это дорого, а технологии довольно грязные (в СССР проблема излишков электроэнергии решалась через ее переброску в другие районы страны в рамках ЕЭС, но в Европе такого нет — авт.). То есть водород в зеленой энергетике — это энергоноситель, как в классической энергетике нефть или газ. Сохраняя энергию в виде водорода, европейцы потом будут опять переводить его в энергию.

Но Белоруссии зачем водород, если у них классическая энергетика и жестких планов перехода на ВИЭ у них нет? Другое дело, что им некуда будет девать электричество со своей АЭС. Ранее они рассчитывали продавать его в Литву, но потом Литва запретила.

А теперь политическая ситуация такова, что многие страны начинают вводить санкции против Белоруссии и электроэнергию у Минска европейские страны покупать по всей видимости не будут. А значит, проблема переизбытка электроэнергии становится еще острее. Единственный выход — производить водород. Причем, этот «желтый» водород (от АЭС) по европейской классификации будет достаточно хорошим с экологической точки зрения. Сразу вслед за «зеленым» (от ВИЭ) и «голубым».

«СП»: — Так его тоже не купят из-за санкций. России придется выкупать? Странно…

— России водород не нужен, так как у нас нет планов перехода на ВИЭ. А продажа дальше реэкспортом чревата вторичными санкциями, а кроме того это нерентабельно. Этот водород придется транспортировать по территории России, потом вывозить его еще куда-то… Нам самим надо решить, куда девать наш газ в связи с тем, что Европа действительно начнет сокращать потребление газа.

Нам придется самим делать из него водород и продавать. Так что у нас возникает такая же проблема как у белорусов. Просто Росатом лоббирует любые идеи, связанные с востребованностью АЭС. Иначе белорусы скажут, что из-за отсутствия помощи России они не могут продать электроэнергию, выручить средства и вернуть нам кредит на постройку БелАЭС.

«СП»: — Нельзя ли использовать водород в самой Белоруссии? Перевести на него транспорт. Вон, президентский лимузин «Аурус» сделали на водороде в рамках эксперимента…

— Это не только в России, но и во всем мире не развито. Белорусы говорили, что переведут транспорт на электротягу, но и этого пока нет. Слишком дорого.

Гендиректор Института ЕАЭС Владимир Лепехин видит в инициативе ведомственный интерес российских научных кругов.

— Руководство РАН ищет направления работы, под которые государство дало бы финансирование, и стало бы очевидным заказчиком академии. Потому что там наблюдается фрустрация по поводу текущего положения вещей, когда государство платить деньги на содержание РАН, но серьезным заказчиком при этом не является. Это вызывает беспокойство, что финансирование начнут сокращать, а синекуру ужимать. Попытки поставить РАН под контроль чиновников уже были.

Тема водородных технологий достаточно громкая, звучащая, чтобы надеяться на государственный заказ. Особенно учитывая тот факт, что наша номенклатура, обращает на энергетику особое внимание.

Тем более в ситуации, когда трубопроводы пытаются перекрыть и мы вынуждены переходить на какие-то новые варианты. Поэтому тут чистая политика, «шкурные» интересы. Хотя понятно, что это направление нужно развивать, но до непосредственной разработки пока далеко.

Так что РАН пока всего лишь привлекает внимание руководства России к этой проблематике, используя в том числе белорусскую трибуну. Кроме Лукашенко никто на постсоветском пространстве такое предложение поддержать не может. Да и почему бы ему не поддержать, если это идея его ни к чему не обязывает? А если российское государство действительно начнет финансировать эти разработки, Белоруссии вполне может что-нибудь «обломиться».

В свою очередь эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития ЮНЕСКО Михаил Юлкин считает, что водородная энергетика в Белоруссии имеет перспективы только в случае снятия санкций.

— Теоретически, производство «желтого» водорода на основе мощностей БелАЭС возможно. Но будет ли спрос? Если смотреть на перспективу, то, наверное, да. Возможно, имеется в виду, что однажды санкции снимут. Или падишах умрет или ишак сдохнет. И тогда от вложений может быть эффект.

Но в случае Белоруссии этого, мне кажется, не случится. Ведь против БелАЭС, как опасного энергообъекта, протестовали и по-прежнему протестуют ее соседи. Так что уровень проработки этой идеи оставляет желать лучшего. Хотелось бы не импровизации, а более глубокого анализа. Вообще, мне показалось, что президент РАН не очень владел предметом и путал термины «парниковые газы», их накопление в атмосфере, «загрязняющие вещества», «трансграничные переносы» и т. п.

Автор: Сергей Аксенов

Источник: Свободная пресса, 04.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики