Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нидерланды разделили дело ЮКОСа и «Северный поток – 2»

Нидерланды разделили дело ЮКОСа и «Северный поток – 2»

Закрытие месторождения Гронинген увеличило интерес Нидерландов к «Северному потоку – 2», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Нидерланды разделяют политику и экономику

Депутат Европарламента от Польши Косма Злотовский обвинил Нидерланды в тайном сотрудничестве с Россией по «Северному потоку – 2». Он утверждает, что представители Амстердама проводят тайные встречи с российскими партнерами. 

Злотовский посетовал на то, что в отчетах Нидерландах эти переговоры не значатся, и посчитал их за тайный сговор, нарушающий принципы ЕС. Он поинтересовался у Еврокомиссии, является ли политика Амстердама нарушением режима антироссийских санкций.

Мнение польского политика необоснованно: Злотовский ссылается не на официальные данные, а на журналистское расследование, но глава дипломатической службы ЕС Жозеп Боррель прокомментировал его выпад в сторону Нидерландов. Сотрудничество Амстердама и Москвы, по мнению еврокомиссара, является внутриполитическим делом Нидерландов. Встречи с представителями РФ и российских компаний не запрещены ни одним действующим в ЕС санкционным режимом.

Польша продолжает давление на «Северный поток – 2» и действует в унисон с Украиной и прибалтами. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль ранее заявил, что газопровод не достроят, хотя одна из ниток проекта готовится к испытаниям. 

У РФ непростые отношения с Нидерландами. Амстердам отказался от проведения переговоров на высшем уровне между РФ и Евросоюзом, в стране проходит несколько судов антироссийской направленности. Именно юстиция Нидерландов через несколько дней после катастрофы MH17 над Донбассом оштрафовала Москву по делу ЮКОСа на 50 млрд долларов. Там же завис вопрос со скифским золотом и продвигается трибунал по делу малайзийского лайнера, негативное решение которого очевидно, а это еще ряд долгосрочных последствий.

Однако по «Северному потоку – 2» Амстердам проводит другую политику и демонстрирует большую заинтересованность в газопроводе. Нидерланды в начале 2019 года выступили против газовой директивы ЕС, распространившей Третий энергопакет на «Северный поток – 2». Из-за этого нормативного акта первый трансбалтийский газопровод большую часть времени загружен наполовину.

Нидерланды вместе с Финляндией назвали проблемой перераспределение полномочий при обсуждении межправительственных соглашений в пользу Еврокомиссии. В Амстердаме считают, что газовая директива ЕС направлена только против одного проекта, т. е. «Северного потока – 2», а в отношении других допускает исключения. Уже есть опыт с TANAP, в отношении которого Третий энергопакет не действует.

Нидерландам нужен «Северный поток – 2»

«Нидерландская компания Royal Dutch Shell является участником «Северного потока – 2»», – констатирует Гривач

В ноябре 2020 года Shell завершила финансирование проекта и выделила на паях с немецкой OMV по 950 млн долларов.

«Нидерланды в последние несколько лет превратились из нетто-экспортера газа в нетто-импортера. Ситуация будет ухудшаться, а Нидерландам потребуется еще больше сырья для обеспечения внутреннего потребления», – резюмирует Гривач.

Власти Нидерландов собираются с 2022 года прекратить добычу на месторождении Гронинген и перевести его в резерв, что еще больше ухудшит ситуацию в энергетике. Месторождение было открыто в 1963 году и является крупнейшим в Европе.

Стоимость закупки газа в 2019 году впервые превысила доход от его продажи, и Гронинген перестал быть кормильцем Нидерландов. В это же время усилилась линия Амстердама, направленная на достройку и коммерческий запуск «Северного потока – 2».

«Пока не начались проблемы с землетрясениями, Нидерланды имели по Гронингену квоту в 40 млрд кубов добычи газа, которую регулярно превышали. Теперь данные показатели сократятся до 3-4 млрд кубов», – заключает Гривач

Газ играет центральную роль в экономике Нидерландов: 40% местной электрогенерации работает на основе метана, поэтому получение данного сырья по приемлемым ценам является залогом эффективного развития экономики страны.

Нидерланды граничат с Германией, а их энергосистемы работают сообща, поэтому значение «Северного потока – 2» для Амстердама трудно переоценить, даже если с газопровода не будет происходить прямых поставок газа нидерландским потребителям.

Гронинген закрывают из-за риска землетрясений, сокращается добыча и на мелких месторождениях Нидерландов в Северном море. Кроме того, страна обладает крупнейшим распределительным хабом в Европе под названием TTF», – констатирует Гривач.

Рост цен на TTF из-за ухода СПГ на азиатский рынок, осушения европейских ПХГ и нежелания «Газпрома» увеличивать транзит газа через Украину является главной новостью последних дней, поэтому в Нидерландах рассчитывают, что «Северный поток – 2» решит данную проблему.

«Для сохранения конкурентоспособности Нидерландам нужны потоки газа, следующие через их мощную и распространенную газотранспортную систему. Данные обстоятельно и определяют поддержку «Северного потока – 2»», – резюмирует Гривач.

Нидерландские власти ведут себя прагматично и дальновидно по вопросу «Северного потока – 2». 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики