Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

К концу июля, как договорились Москва и Исламабад, начнется строительство газопровода «Пакистанский поток», который должен связать терминалы по приему сжиженного газа в городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахор на севере страны.

Смущает слово «поток». Первая мысль, которая приходит в голову – это очередной авантюрный мегапроект российских газовых монстров. Но в Газпроме и Лукойле «НИ» заявили, что не имеют к этому проекту никакого отношения. В Минэнерго РФ подтвердили информацию о подписании официального документа, за которым должно последовать скорое начало строительства трубопровода.

Планируется, что газопровод мощностью 12,4 млрд. кубометров, будет принимать газ со строящегося трубопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан – Индия (ТАПИ). А на терминалы на юге страны смогут приходить танкеры из любых стран, в том числе и из России. В зависимости от того, чей газ пакистанцы захотят покупать. Но для Москвы этот рынок в целом не самый привлекательный. Ведь страна расположена достаточно далеко от российских СПГ-заводов, да и чтобы конкурировать с другими поставщиками на этом рынке российским компаниям придется делать слишком большие скидки.

Интересно, что Китай, который инвестировал в пакистанскую экономику миллиарды долларов, не участвует в новом газовом проекте. Правда, они очень интересовались проектом, но что-то их смутило и они уехали. Российские эксперты объясняют это отсутствием у Поднебесной опыта и необходимых техники и технологий для строительства газопроводов.

Российским строителям, кроме самого трубопровода, предстоит возвести электростанции, работающие на прием сжиженного природного газа (СПГ). Ранее ориентировочная стоимость проекта оценивалась в 2,5 млрд. долларов. Власти Пакистана обязуются выдать суверенную гарантию на оплату тарифа и обещает проектное финансирование.

Советник премьер-министра Пакистана Надым Бабар в интервью агентству Bloomberg обещал, что реализация проекта начнется уже в июле 2021 года. Тогда же он объявил, что Исламабад будет иметь контрольную долю в проекте до 74%, в то время как Россия согласилась владеть остальной частью пакета акций.

Bloomberg считает, что Пакистан за последние пять лет стал одной из ведущих азиатских стран по импорту СПГ. В стране пока действуют два терминала, но этого недостаточно для бурно развивающейся экономики страны.

По данным Министерства энергетики России, с нашей стороны строительством займутся Центр эксплуатационных услуг Минэнерго, Евразийский трубопроводный консорциум и «Трубная металлургическая компания». При этом пакистанская газораспределительная компания Sui Southern Gas и Sui Northern Gas Pipelines, которые уже начали активно приобретать землю для трубопровода, будут частью проекта. Российский же консорциум возглавит строительство.

Многие эксперты считают, что сам факт участия России в пакистанском проекте носит скорее стратегический, нежели коммерческий характер.

«С одной стороны, русские помогут Пакистану развивать газовую инфраструктуру для приема газа у конкурентов. С другой, - российские компании заработают на самом проекте, а рост потребления газа в Пакистане несколько снизит давление на глобальный рынок из-за переизбытка топлива», - сказал «НИ» Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Специалисты предполагают, что сжиженный газ, привезенный газовозами к морскому побережью Пакистана, в первую очередь пойдет на внутреннее потребление. Страна является одной из наиболее быстрорастущих газовых рынков Азии, ей нужно все больше и больше источников энергии.

«На фоне стремительно ухудшающейся собственной ресурсной базы и роста спроса уже к началу 2030-х годов дефицит на рынке может составить до 40 млрд. кубометров газа в год. Любому поставщику было бы интересно работать с рынком Пакистана, как крупной вертикально-интегрированной компании, так и трейдеру», - считает Сергей Капитонов, аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково.

Сегодня у России есть два крупнотоннажных завода по производству СПГ – на Сахалине и Ямале. С завода на Дальнем Востоке практически весь газ по долгосрочным контрактам отгружается в Японию и Южную Корею. У «Ямал-СПГ» тоже пока нет никаких контрактов с Пакистаном, но возможны небольшие сделки на оптовом рынке.

Впрочем, у России на «Пакистанский поток» совсем другие планы. Нашей стране выгодно развивать там газовый рынок, ведь чем шире газификация, тем выше потребление. Со временем Пакистан перетянет на себя ряд поставщиков СПГ, что поможет российским игрокам установить более свободные отношения с импортерами из Европы и Азии.

«То есть, например, Катар, который является лидером на рынке СПГ, и другие ближневосточные поставщики газа будут направлять свой газ в соседний Пакистан – им это выгодно. Конкуренция на европейском рынке тем временем будет меньше, и Россия сможет продавать туда больше своего газа», - объяснил Игорь Юшков.

Эксперты едины во мнении: «Пакистанский поток» - это не просто еще один зарубежный проект России, но и перспективной моделью будущих экспортных продаж российского газа. В целом, это можно назвать пощечиной Западу - сбывается предсказание американских аналитиков: «После перехода от труб к СПГ русские становятся неуязвимыми для санкций и шантажа».

Автор: Геннадий Чародеев

Источник: Новые Известия, 09.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики