Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинцы ответили на «Северный поток – 2» экономическим безумием

Украинцы ответили на «Северный поток – 2» экономическим безумием

Требования Украины по транзиту носят абсурдный характер, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украина выдвинула фантастические требования к РФ

Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявил, что Киев видит только один вариант компенсации за экономические потери от запуска «Северного потока – 2»: в виде гарантированного транзита газа в 45-50 млрд кубов на следующие 10-15 лет. Еще в Киеве просят это обеспечить финансовыми гарантиями европейских банков, избегающих Украину как огня. 

Высказывание Макогона поражает абсурдностью и наглостью. Во-первых, непонятно, какая может быть компенсация за отказ «Газпрома» использовать коммерчески невыгодный маршрут, где транзит газа дороже «Северных потоков» и «Ямал – Европы».

Европейцы пытаются возложить на Россию обеспечение газовой ренты Украины, но это противоречит международному праву и любым представлениям о ведении бизнеса. Тезисом Правительства ФРГ является утверждение, что «Северный поток – 2» – это коммерческий проект, однако непонятно, почему канцлер Ангела Меркель одновременно с этим говорит о сохранении украинского транзита. Если немцы так этого хотят, то зачем они поддерживают «Северный поток – 2»? Данному алогизму и вторит Макогон.

Во-вторых, цифра в 45-50 млрд кубов газа не соответствует украинскому транзиту в 2021 году. «Газпром» обязан в день транзитировать 110 млн кубов газа и не горит желанием превышать объемы из-за контрактной структуры. Европейцы и украинцы составили соглашение так, что сделали для «Газпрома» невыгодным транзит газа свыше заявленных минимальных лимитов. 

Из-за этого в 2020 году при контрактном лимите в 65 млрд кубов газа в год через Украину прошло только 55,8 млрд кубов. «Газпрому» оказалось проще выплатить неустойку за недозагрузку 9,2 млрд кубов по условию «качай или плати», чем связываться с Украиной. Возникает вопрос: как можно навязывать такие условия Москве, рассуждая при этом о коммерческой сути отношений?

В-третьих, срок контракта в 10-15 лет пришел из альтернативной реальности. Сегодня на такое время соглашения стараются не подписывать – в Евросоюзе пропагандируют биржевой подход, т. е. покупку сырья на споте. Принуждение РФ качать газ через Украину противоречит «европейским ценностям». К тому же 15 лет – это 2039 год, американцы к этому времени хотят высадиться на Марс.

Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород» ввели в эксплуатацию в начале восьмидесятых годов, а окончательно достроили к концу десятилетия. Срок годности труб и компонентов был обозначен в 33 года, т. е. инфраструктура вышла за границы гарантийных сроков.

Недофинансирование украинской ГТС является притчей во языцех, поэтому она физически не сможет поработать до 2039 года. 

Украина ничего не добьется

«Украинские представители сначала говорили об одной компенсации, затем о другой, а теперь так размечтались, что самим страшно становится. Оснований для таких требований нет, никто Украине подобную компенсацию не даст», – констатирует Юшков.

Не существует договоренностей или нормативных актов, предписывающих возможность таких уступок Киеву.

«Для запуска «Северного потока – 2» не надо подписывать новых соглашений с ЕС, это обычная инфраструктура, вопрос которой упирается в сертификацию в ФРГ. Если есть сертификаты, что газопровод построен из нужных деталей и нужными судами, то вопрос закрыт. Перечень условий содержится в законодательстве ЕС, исключается отказ по другим обстоятельствам», – резюмирует Юшков.

Увязывание «Северного потока – 2» с украинской ГТС, т. е. одного газопровода с другим, противоречит европейским законам.

«Нельзя заставить «Газпром» – коммерческую компанию – подписать контракт на транзит газа на 10-15 лет. Поляки построили СПГ-терминал в Свиноустье и сегодня покупают у нас меньше газа. По логике Макогона «Газпром» должен требовать у них за это компенсацию, как за Baltic Pipe, после завершения которого в Польше хотят отказаться от закупок российского газа», – заключает Юшков

Такие требования, которые озвучивают не только на Украине, носят дискриминационный и односторонний характер по отношению к РФ.

«Непонятно, откуда Макогон взял цифру в 50 млрд кубов транзита газа в год. Сегодня «Газпром» транзитирует меньшие объемы, поэтому все это абсурдно и противоречит как европейскому, так и украинскому законодательству», – констатирует Юшков.

Еще украинцы намеренно завышают доходы от транзита газа: Зеленский заявил о том, что Киев получает в год с трубы 2 млрд долларов, но это не так. В 2021 году Украина заработает за газовый транзит 1,2 млрд долларов и сотню миллионов сверху за спотовые контракты.

«Гарантированно украинцы до 2024 года получат 1,2 млрд долларов в год, а дальше все зависит от объемов потребления газа в Евросоюзе. Если европейцы хотят обеспечить транзит газа через Украину, то пусть подпишут с нами твердое коммерческое соглашение по поставкам газа через это направление и увеличат закупки сырья в России на 45-50 млрд кубов в год», – резюмирует Юшков.

Это единственный вариант сделать заявление Макогона реальностью.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики