Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинцы ответили на «Северный поток – 2» экономическим безумием

Украинцы ответили на «Северный поток – 2» экономическим безумием

Требования Украины по транзиту носят абсурдный характер, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украина выдвинула фантастические требования к РФ

Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявил, что Киев видит только один вариант компенсации за экономические потери от запуска «Северного потока – 2»: в виде гарантированного транзита газа в 45-50 млрд кубов на следующие 10-15 лет. Еще в Киеве просят это обеспечить финансовыми гарантиями европейских банков, избегающих Украину как огня. 

Высказывание Макогона поражает абсурдностью и наглостью. Во-первых, непонятно, какая может быть компенсация за отказ «Газпрома» использовать коммерчески невыгодный маршрут, где транзит газа дороже «Северных потоков» и «Ямал – Европы».

Европейцы пытаются возложить на Россию обеспечение газовой ренты Украины, но это противоречит международному праву и любым представлениям о ведении бизнеса. Тезисом Правительства ФРГ является утверждение, что «Северный поток – 2» – это коммерческий проект, однако непонятно, почему канцлер Ангела Меркель одновременно с этим говорит о сохранении украинского транзита. Если немцы так этого хотят, то зачем они поддерживают «Северный поток – 2»? Данному алогизму и вторит Макогон.

Во-вторых, цифра в 45-50 млрд кубов газа не соответствует украинскому транзиту в 2021 году. «Газпром» обязан в день транзитировать 110 млн кубов газа и не горит желанием превышать объемы из-за контрактной структуры. Европейцы и украинцы составили соглашение так, что сделали для «Газпрома» невыгодным транзит газа свыше заявленных минимальных лимитов. 

Из-за этого в 2020 году при контрактном лимите в 65 млрд кубов газа в год через Украину прошло только 55,8 млрд кубов. «Газпрому» оказалось проще выплатить неустойку за недозагрузку 9,2 млрд кубов по условию «качай или плати», чем связываться с Украиной. Возникает вопрос: как можно навязывать такие условия Москве, рассуждая при этом о коммерческой сути отношений?

В-третьих, срок контракта в 10-15 лет пришел из альтернативной реальности. Сегодня на такое время соглашения стараются не подписывать – в Евросоюзе пропагандируют биржевой подход, т. е. покупку сырья на споте. Принуждение РФ качать газ через Украину противоречит «европейским ценностям». К тому же 15 лет – это 2039 год, американцы к этому времени хотят высадиться на Марс.

Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород» ввели в эксплуатацию в начале восьмидесятых годов, а окончательно достроили к концу десятилетия. Срок годности труб и компонентов был обозначен в 33 года, т. е. инфраструктура вышла за границы гарантийных сроков.

Недофинансирование украинской ГТС является притчей во языцех, поэтому она физически не сможет поработать до 2039 года. 

Украина ничего не добьется

«Украинские представители сначала говорили об одной компенсации, затем о другой, а теперь так размечтались, что самим страшно становится. Оснований для таких требований нет, никто Украине подобную компенсацию не даст», – констатирует Юшков.

Не существует договоренностей или нормативных актов, предписывающих возможность таких уступок Киеву.

«Для запуска «Северного потока – 2» не надо подписывать новых соглашений с ЕС, это обычная инфраструктура, вопрос которой упирается в сертификацию в ФРГ. Если есть сертификаты, что газопровод построен из нужных деталей и нужными судами, то вопрос закрыт. Перечень условий содержится в законодательстве ЕС, исключается отказ по другим обстоятельствам», – резюмирует Юшков.

Увязывание «Северного потока – 2» с украинской ГТС, т. е. одного газопровода с другим, противоречит европейским законам.

«Нельзя заставить «Газпром» – коммерческую компанию – подписать контракт на транзит газа на 10-15 лет. Поляки построили СПГ-терминал в Свиноустье и сегодня покупают у нас меньше газа. По логике Макогона «Газпром» должен требовать у них за это компенсацию, как за Baltic Pipe, после завершения которого в Польше хотят отказаться от закупок российского газа», – заключает Юшков

Такие требования, которые озвучивают не только на Украине, носят дискриминационный и односторонний характер по отношению к РФ.

«Непонятно, откуда Макогон взял цифру в 50 млрд кубов транзита газа в год. Сегодня «Газпром» транзитирует меньшие объемы, поэтому все это абсурдно и противоречит как европейскому, так и украинскому законодательству», – констатирует Юшков.

Еще украинцы намеренно завышают доходы от транзита газа: Зеленский заявил о том, что Киев получает в год с трубы 2 млрд долларов, но это не так. В 2021 году Украина заработает за газовый транзит 1,2 млрд долларов и сотню миллионов сверху за спотовые контракты.

«Гарантированно украинцы до 2024 года получат 1,2 млрд долларов в год, а дальше все зависит от объемов потребления газа в Евросоюзе. Если европейцы хотят обеспечить транзит газа через Украину, то пусть подпишут с нами твердое коммерческое соглашение по поставкам газа через это направление и увеличат закупки сырья в России на 45-50 млрд кубов в год», – резюмирует Юшков.

Это единственный вариант сделать заявление Макогона реальностью.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики