Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

"Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

Эксперт в энергетической области объяснил, зачем литовскому оператору Klaipedos nafta потребовалось объявлять тендер на покупку нового СПГ–терминала, уже имея норвежский Independence.

Литовская компания Klaipedos nafta объявила о начале поиска более выгодного терминала СПГ, чем уже имеющийся норвежский Independence – так литовцы просто торгуются для того, чтобы обеспечить лучшие для себя условия по контракту с Hoegh LNG, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Я думаю, что это простой шантаж норвежцев, попытка просто заставить переписать контракт с имеющимся уже приемным терминалом. Они же планируют еще и выкупить его, и я думаю, что это подготовка именно к торгу по поводу цены – почем его выкупить. И здесь Литва верна себе: они говорят, что на рынке куча других, более выгодных предложений, поэтому – если вы не уступите по цене, то мы воспользуемся другим вариантом", – сказал Юшков в беседе с Baltnews.

Эксперт напомнил, что то же самое литовцы говорили "Газпрому", требуя понизить цену на трубопроводный газ.

"[В Литве заявляли, что] здесь куча СПГ-предложений, и они все дешевые – вот мы сейчас арендуем приемный терминал, и к нам придет дешевый газ. И то же самое пытаются проделывать с норвежцами, заявив, что другие приемные терминалы возьмут, а их им не нужен", – добавил аналитик.

Ранее литовская компания Klaipedos nafta объявила о тендере на покупку плавучего хранилища и терминала СПГ для того, чтобы сравнить предложения с условиями приобретения уже имеющегося норвежского Independence. Действие соглашения с Hoegh LNG заканчивается в 2024 году, и к декабрю 2022 года Литва должна определиться с выкупом терминала.  

По мнению Юшкова, если литовская компания собирается взять другой приемный терминал СПГ, то это не будет означать, что ситуация как-то радикально изменится, и Литве это будет выгодно. Кроме того, любой СПГ-терминал требует строительства необходимой инфраструктуры – и здесь литовцы уже достаточно много вложили средств для включения Independence в свою энергосистему. 

"Они потратили деньги на то, чтобы построить подводящую инфраструктуру и газ с СПГ-терминала мог вступать в общую газотранспортную систему. Потом подписали контракт с норвежцами на аренду приемного плавучего терминала, потом, соответственно, они подписали контракт на поставку СПГ из Норвегии, который был дороже, чем российский трубопроводный газ", – пояснил собеседник Baltnews.

"Весь этот комплекс мероприятий – это очень дорогое удовольствие, и руководство Литвы в какой-то момент говорило, что таким образом заставит "Газпром" понизить цены. Но, конечно, это абсурдно", – добавил эксперт.

Юшков объяснил, что Литва изначально покупает СПГ за более высокую стоимость, подчеркнув, что это такая рыночная цена газа. При этом, получается, что было бы логично и "Газпрому" повысить цены на сырье до той самой "рыночной" стоимости, иначе компания "не добирает денег с Литвы".

"Но в конце концов литовские власти сказали, что это цена независимости страны (…) Здесь эта история очевидна, потому что терминал СПГ в Клайпеде с самого начала не был экономическим проектом – это был политический проект", – заключил Игорь Юшков.

Напомним, аренда судна Independence и обслуживание терминала обходятся Литве в 66 млн евро ежегодно.

Источник: Baltnews.lt, 14.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики