Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

"Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

Эксперт в энергетической области объяснил, зачем литовскому оператору Klaipedos nafta потребовалось объявлять тендер на покупку нового СПГ–терминала, уже имея норвежский Independence.

Литовская компания Klaipedos nafta объявила о начале поиска более выгодного терминала СПГ, чем уже имеющийся норвежский Independence – так литовцы просто торгуются для того, чтобы обеспечить лучшие для себя условия по контракту с Hoegh LNG, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Я думаю, что это простой шантаж норвежцев, попытка просто заставить переписать контракт с имеющимся уже приемным терминалом. Они же планируют еще и выкупить его, и я думаю, что это подготовка именно к торгу по поводу цены – почем его выкупить. И здесь Литва верна себе: они говорят, что на рынке куча других, более выгодных предложений, поэтому – если вы не уступите по цене, то мы воспользуемся другим вариантом", – сказал Юшков в беседе с Baltnews.

Эксперт напомнил, что то же самое литовцы говорили "Газпрому", требуя понизить цену на трубопроводный газ.

"[В Литве заявляли, что] здесь куча СПГ-предложений, и они все дешевые – вот мы сейчас арендуем приемный терминал, и к нам придет дешевый газ. И то же самое пытаются проделывать с норвежцами, заявив, что другие приемные терминалы возьмут, а их им не нужен", – добавил аналитик.

Ранее литовская компания Klaipedos nafta объявила о тендере на покупку плавучего хранилища и терминала СПГ для того, чтобы сравнить предложения с условиями приобретения уже имеющегося норвежского Independence. Действие соглашения с Hoegh LNG заканчивается в 2024 году, и к декабрю 2022 года Литва должна определиться с выкупом терминала.  

По мнению Юшкова, если литовская компания собирается взять другой приемный терминал СПГ, то это не будет означать, что ситуация как-то радикально изменится, и Литве это будет выгодно. Кроме того, любой СПГ-терминал требует строительства необходимой инфраструктуры – и здесь литовцы уже достаточно много вложили средств для включения Independence в свою энергосистему. 

"Они потратили деньги на то, чтобы построить подводящую инфраструктуру и газ с СПГ-терминала мог вступать в общую газотранспортную систему. Потом подписали контракт с норвежцами на аренду приемного плавучего терминала, потом, соответственно, они подписали контракт на поставку СПГ из Норвегии, который был дороже, чем российский трубопроводный газ", – пояснил собеседник Baltnews.

"Весь этот комплекс мероприятий – это очень дорогое удовольствие, и руководство Литвы в какой-то момент говорило, что таким образом заставит "Газпром" понизить цены. Но, конечно, это абсурдно", – добавил эксперт.

Юшков объяснил, что Литва изначально покупает СПГ за более высокую стоимость, подчеркнув, что это такая рыночная цена газа. При этом, получается, что было бы логично и "Газпрому" повысить цены на сырье до той самой "рыночной" стоимости, иначе компания "не добирает денег с Литвы".

"Но в конце концов литовские власти сказали, что это цена независимости страны (…) Здесь эта история очевидна, потому что терминал СПГ в Клайпеде с самого начала не был экономическим проектом – это был политический проект", – заключил Игорь Юшков.

Напомним, аренда судна Independence и обслуживание терминала обходятся Литве в 66 млн евро ежегодно.

Источник: Baltnews.lt, 14.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики