Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: чем вызван срочный визит Лукашенко к Путину

Эксперт: чем вызван срочный визит Лукашенко к Путину

Встреча в Петербурге, которую запросил Александр Лукашенко у Владимира Путина, вызвана необходимостью срочных платежей по набранным кредитам, считает эксперт Игорь Юшков.

Россия не будет повышать цену на газ для Белоруссии

Официально было сообщено, что президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко на встрече в Петербурге 13 июля решили, что цена на газ для Минска в 2022 году не будет индексирована и сохранится на уровне 2021 года. Это примерно 127 долларов за тысячу кубометров, что, несомненно, очень выгодно для Минска. В Европе цена на трубопроводный газ растёт и в среднем уже превышает 250 долларов за тысячу кубометров.

Как формируется цена на газ для Белоруссии

В комментарии для Pravda.Ru эксперт Финансового университета при правительстве РФ, аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил, что вопрос о цене на газ с Белоруссией — это вопрос политической договорённости.

По словам эксперта, между "Газпромом" и Белоруссией есть коммерческий контракт с ценой на газ примерно 150 долларов за тысячу кубометров, что является тоже довольно низкой ценой. Это объясняется тем, что Белоруссия продала "Газпрому" свою газотранспортную систему и в обмен на это получила выгодный контракт, где привязка идёт не к мировым ценам.

 

"Формула цены такая: берётся тариф на газ в Ямало-Ненецком автономном округе (а это самый низкий тариф среди субъектов Российской Федерации) и суммируется с тарифом на доставку газа от Ямала на границу с Белоруссией", — сказал Pravda.Ru Игорь Юшков.

 

Цена на газ — политическая победа Лукашенко

Но в дополнение к этому есть политические причины формирования цены на газ, продолжил эксперт.

 

"С 2018 года была политическая договорённость о том, что Россия даёт фиксированную стоимость газа для Белоруссии — примерно по 130 долларов за тысячу кубов. Эта цена уже существует фактически четыре года, и мы видим, что продлили её на пятый год — на 2022 год", — сказал Игорь Юшков.

 

По его словам, в прошлом году в Европе стоимость газа падала в моменте чуть ли не до 40 долларов за тысячу кубометров, тем не менее по итогам года средняя цена поставки российского газа в Европу составила 143 доллара за тысячу кубометров. То есть на 13 долларов дороже, чем покупала Белоруссия.

 

"Поэтому даже в прошлом кризисном году белорусы выиграли от этой цены. В этом же году они сэкономят примерно под 200 долларов на каждую тысячу кубов. Потому что средняя цена по 2021 году, я думаю, выйдет больше, наверное, по 300 долларов за тысячу кубов при поставках в Европу. А у белорусов так и остаётся 130. Поэтому они, конечно, сэкономят. И это определённая победа для Минска", — отметил эксперт.

 

Главный вопрос — погашение кредитов Минска

Отмечая, что встреча длилась около пяти часов (и это при том, что её не было в графике Путина, а значит, она была срочная и неотложная), Игорь Юшков заметил для Pravda.Ru, что цена на газ не была основным вопросом для переговоров.

 

"Я думаю, что Москва спокойно идёт на то, чтобы сохранить эти 130 долларов за тысячу кубов, и это не основной вопрос. Основной вопрос переговоров был по поводу кредитов. Наверное, у Минска просто подходит срок возврата старых кредитов, и надо было заручиться поддержкой Москвы — что Москва выдаст новые кредиты, чтобы белорусы вернули старые. Это некий взаимозачёт произошёл. Плюс белорусы отдают кредиты китайцам и европейцам, даже американцам — они брали у них в какой-то момент. Евробонды гасят. А новые кредиты ни Китай, ни Европа, ни США, конечно, им не дают. Поэтому всё, что они должны другим участникам, они теперь будут отдавать за счёт новых российских кредитов. Вот об этом, я думаю, и ездил договариваться Лукашенко", — сказал Pravda.Ru Игорь Юшков.

 

Финансовое положение Белоруссии

Внешний государственный долг Белоруссии на 1 апреля 2021 года составил $18,1 млрд, уменьшившись с начала года на $0,5 млрд (с учетом курсовых разниц), или на 2,4%, сообщило министерство финансов Белоруссии.

В январе-марте привлечены внешние государственные займы на сумму, эквивалентную $171,5 млн, в том числе

  • $122,7 млн — правительства России,
  • $40,3 млн — МБРР,
  • $8,3 млн — Экспортно-импортного банка Китая,
  • $0,2 млн — ЕБРР и СИБ.

Погашение внешнего государственного долга в январе-марте составило $568,7 млн, из которых

  • $242,7 млн — правительству России,
  • $189,9 млн — банкам Китая,
  • $112,1 млн — ЕФСР,
  • $22 млн — МБРР,
  • $1,5 млн — ЕБРР и СИБ,
  • $0,5 млн — Товарно-кредитной корпорации США.

Белоруссия направила правительству России осенью прошлого года официальную заявку на рефинансирование государственного долга в 2021 году, сообщил источник "Интерфакс-Запад" в финансовых кругах, знакомый с процессом переговоров. По его словам, сумма к выплате Минском в текущем году составляет $600 млн. Белоруссия просит предоставить средства на рефинансирование сроком на 15 лет, отметил собеседник агентства.

Стоимость суверенных еврооблигаций Белоруссии обвалилась до уровней осени 2020 года из-за геополитической напряжённости в связи с вынужденной посадкой в Минске самолёта Ryanair. Доходность по ним растёт, а возможности Минска по рефинансированию валютного долга сокращаются.

Чем сложнее для Белоруссии размещать евробонды на международном рынке (что усугубляется снижением валютной выручки, затрудняющим обслуживание существующих евробондов), тем больше она будет вынуждена рассматривать выпуск суверенных и корпоративных бумаг в России.

В мае этого года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о размещении в России облигаций на 100 млрд рублей в целях "рефинансирования внешнего государственного долга Республики Беларусь". Правительству страны поручено привлечь эту сумму в 2021–2023 годах на срок не меньше трёх лет.

Источник: Pravda.ru, 14.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики