Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский уголь выиграл борьбу у СПГ в Индии

Российский уголь выиграл борьбу у СПГ в Индии

Индия является важнейшим партнером угольной промышленности РФ, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Россия увеличивает угольный экспорт в Индию

Мировой лидер по добыче и экспорту антрацита компания «Сибантрацит» увеличила продажи угля в Индию на 140% по сравнению с показателями 2020 года, одновременно с этим на 22% выросла угольная добыча организации.

«Сибантрацит» в 2021 году добыл 10,4 млн тонн угля, из них антрацита – 6,3 млн тонн, а металлургического угля марки Т – 4,1 млн тонн.

Продажи угля на международном рынке выросли у «Сибантрацита» на 25%, до 10,9 млн тонн. Активно растет экспорт сырья на азиатский рынок, особенно в Китай, Южную Корею и Индию. Индийцы хотят нарастить производство стали и из-за этого увеличивают угольные закупки.

Только в марте 2021 года «Сибантрацит» отправил из таманского порта в Индию на экспорт 160 тысяч тонн угольной продукции.  

По данным Минэнерго РФ, российские компании поставили в 2020 году 375,2 млн тонн угля, из них 163 млн тонн ушло на внутренний рынок, а 212,2 млн тонн – 29,1 млн тонн пришлось на коксующие угли – было поставлено на экспорт. Россия устойчиво удерживает третью позицию после Австралии и Индонезии в табели угольных экспортеров, занимая долю в 16% от международного угольного рынка.

Ключевым фактором развития бизнеса является экспортная направленность отрасли, где перспективным рынком сбыта являются страны АТР.

Примечательно, что Россия также является импортером угля, в 2020 году российские закупки увеличились на 3,3 млн тонн до 23,9 млн тонн. Эти объемы в основном идут из Казахстана, многие ТЭЦ Уральского региона работают на экибастузском энергетическом угле.

Индийцы в 2020 году запросили у РФ поставки 40 млн тонн угля в год стоимостью в 4,5 млн тонн. В Индии продолжается рост населения, за которым не поспевает энергетика, индийцам не хватает АЭС, нефти, газа и, как мы видим, угля.

Есть и сдерживающий фактор: западные партнеры пытаются делать из угля маргинальный энергоресурс. В ЕС принята декларация о постепенном отказе от потребления угля, которую не подписала только Польша. 

Экономика Индии зависит от угольной генерации

«Что касается связки современной борьбы с углем и Индией, то индийский кейс выбивается из общего тренда. Энергетика Индии еще долгое время будет основываться на угле, и это прекрасно осознают в Нью-Дели», - констатирует Перов.

Базовые прогнозы говорят о том, что в ближайшие десятилетия индийцы не уйдут от угольной зависимости, несмотря давление на угольную энергетику со стороны западных политических проектов.

«Индийцы входят в число главных производителей угля в мире, но им не хватает своего сырья, прежде всего этого касается коксующих угольных марок, т. е. углей высокого качества, необходимых для металлургического комплекса», - резюмирует Перов.

Интерес Индии к российскому углю возник давно, у Нью-Дели существует намерение и дальше развивать энергетическое сотрудничество с РФ. Есть примеры индийских инвестиций в угольные предприятия, расположенные на российской территории.

Аналогичная схема сотрудничества используется в отношениях России с КНР, главным потребителем угля в мире.

«Индия является наиболее перспективным рынком для российского угля», - заключает Перов.  

Потребление угля в АТР продолжит расти

Стоит привести данные BusinessStat за 2020 год, по которым российский экспорт угля составил 199,1 млн тонн, превысив значения 2019 года на 19,9%, или на 33,0 млн тонн. Наибольшие поставки пришлись на Китай – 29,4 млн тонн (14,8% российского экспорта), после нее идет Южная Корея с 23,1 млн тонн (11,6%), а замыкает тройку Япония – она закупила 21,4 млн тонн российского угля (10,8% от нашего экспорта).

Индия пока не играет здесь ведущей роли, но если экспорт угля в эту страну к 2025 году возрастет до 40 млн тонн, то Нью-Дели станет главным партнером РФ. Еще у российского сырья есть хорошие перспективы на рынках других стран азиатско-тихоокеанского региона.

Однако это страны - экспортеры готовой продукции, которые одновременно не могут игнорировать углеродный налог ЕС.

«Индия и другие страны АТР стремятся уйти от угля, но это наиболее дешевый энергоресурс, являющийся большим подспорьем для не самых богатых стран. С одной стороны, им необходимо развивать национальную промышленность, а с другой – они должны следовать низкоуглеродному тренду. Индия вместе с Пакистаном и Вьетнамом по данной причине развивают поставки СПГ», - констатирует Перов.

При этом у СПГ есть слабые места: во-первых, газ дороже, зимой 2020 года цены в Азии ушли за 600 долларов за тысячу кубов, а во-вторых, его нет в объемах, необходимых быстро растущей индийской экономике (лидер по росту ВВП в мире в 2019 году).  

«СПГ – это более дорогой ресурс, поэтому уголь будет еще долго востребован в АТР, что подтверждает рост угольной генерации в странах региона. Китай и Япония строят там угольные электростанции всем желающим», - резюмирует Перов.

Для РФ это подспорье, у нас несколько регионов ориентированы на добычу угля, а его внутреннее потребление вместе с экспортом в ЕС будет снижаться, поэтому угольный рынок Индии и АТР позволит адаптировать российскую экономику к новым реалиям.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики