Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз запретил "Газпрому" половину газопровода OPAL

Евросоюз запретил "Газпрому" половину газопровода OPAL

Европейский суд юстиции поддержал требование Польши ограничить на 50% мощность газопровода OPAL, соединяющего газопровод "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, отклонив таким образом апелляцию Германии.

Решение суда прокомментировали в компании "Газпром экспорт". "Хотя компании группы "Газпром" и не были стороной процесса, мы внимательно следили за ходом разбирательства и разочарованы созданием искусственных преград для эффективного использования инвестиций в газотранспортную систему Европы", - цитирует ее представителя ТАСС.

Напомним, по требованиям третьего энергопакета ЕС, объекты энергетической инфраструктуры европейских стран не должны зависеть от производителей электроэнергии либо энергоресурсов. В результате до 50% мощностей газопровода OPAL необходимо резервировать для прокачки газа от "альтернативных поставщиков" - которых физически не существует, так как это ответвление получает газ исключительно по "Северному потоку".

На протяжении многих лет Еврокомиссия изучала эту проблему и в 2016 году все же расширила доступ "Газпрома" к OPAL, дав компании возможность на исключительных правах бронировать половину мощностей трубы и получить через аукционы с третьими сторонами оставшиеся 50%. Но в начале сентября 2019 года Европейский суд по иску Варшавы отменил это решение ЕК. В результате российский холдинг снова мог задействовать только 50% мощностей трубопровода.

Вскоре, в ноябре 2019 года, Германия направила апелляцию на это решение. Пока она рассматривалась, решение Еврокомиссии об использовании OPAL на все 100% продолжало оставаться в силе.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в первую очередь отметил, что решение суда является очередным доказательством того, что Европа, считающаяся регионом, где уважают и соблюдают права, к сожалению, не выполняет свое же собственное законодательство.

По его словам, совершенно непонятно, на каких правовых основаниях суд оставил это решение по иску Польши, потому что в третьем энергопакете совершенно четко прописана процедура использования второй половины мощности. "Это судебное решение крайне спорно с точки зрения европейского права. Тут даже вопрос не в том, что тем самым создаются проблемы у "Северного потока-1". Это ведь не новое решение. Там была многолетняя тяжба, и суд становился то на сторону Газпрома, то на сторону Польши. Изначально Европейский суд исходил из необходимости всегда дополнительной профицитной инфраструктуры, но здесь вдруг решил поступить по-другому. Последнее решение было в пользу Польши, а сейчас суд просто отклонил очередную попытку Газпрома это решение отменить", - поведал экономист.

Он обратил внимание на то, что это решение свидетельствует о начале борьбы за использование "Северного потока-2". "Почему, кстати, регулируют газопровод ОПАЛ? Потому что, например, "Северный поток-1" не попадал под действие третьего энергопакета, газопроводы вообще раньше не регулировались. А потом Европейская комиссия специально изменила законодательство под "Северный поток-2", и это не скрывается. Я думаю, что это как раз начало борьбы за применение "Северного потока-2", потому что как только он будет достроен, начнется следующий этап: как его будут использовать", - пояснил Константин Симонов.

Он подчеркнул, что предстоит очень непростая борьба, в которой Газпрому потребуются сильные юридические и политические аргументы. "Газпром не требует изменить законодательство под себя. Как в случае с ОПАЛом, так и в случае с "Северным потоком-2", Газпром будет настаивать на том, чтобы законодательство Евросоюза соблюдалось им же самим, потому что, к сожалению, решение суда последнее по ОПАЛу - это нарушение норм третьего энергопакета. Очень грустно, что в Европе это происходит", - заключил экономист.

Источник: Вестник Кавказа, 15.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики