Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приход холодов вынудит ЕС разрешить запуск «Северного потока – 2»

Приход холодов вынудит ЕС разрешить запуск «Северного потока – 2»

Ситуация вокруг «Северного потока – 2» содержит много неизвестных, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

«Северный поток – 2» скоро будет достроен

Трубоукладчик «Академик Черский» покинул датские воды и направился в исключительную экономическую зону ФРГ.

Исключительная экономическая зона находится за пределами территориальных вод (12 морских миль) и уходит от берега на расстояние в 200 морских миль, хотя в Балтийском море страны находятся близко друг к другу, и там морские границы определяются договорами.

В Nord Stream 2 AG отмечают, что в исключительной экономической зоне ФРГ «Академик Черский» уложит 2,6 км второй нитки «Северного потока – 2». Проект закончен на 98%, а немецкий участок является одним из его частей, которые еще надо реализовать.

Строительство «Северного потока – 2» завершат в ближайшее время – назван срок «до конца августа», но работы идут быстрее. Речь уже идет о трех-четырех неделях, после чего обе нитки газопровода будут технологически выполнены. 

 

Дальше пройдут испытания инфраструктуры и ее подготовка к коммерческим поставкам. Проблемой являются, во-первых, санкции США, введенные против европейских компаний, осуществляющих страхование и сертификацию «Северного потока – 2».

Если «Северный поток – 2» никто в ФРГ и ЕС не застрахует и не сертифицирует, то проект не будет соответствовать немецкому и европейскому законодательству. По этому вопросу идут наиболее активные переговоры между Берлином и Вашингтоном.

Во-вторых, Третий энергопакет ЕС, а также Газовая директива ЕС, распространившая его действие на «Северный поток – 2». Европейские законы требуют разделения производителей и транспортеров сырья, а в «Северном потоке – 2» ими выступает одна компания – «Газпром».

Третий энергопакет разрешает «Газпрому» задействовать только половину мощностей OPAL (европейского продолжения «Северного потока -1») и EUGAL (европейское продолжение «Северного потока – 2»). Сегодня «Газпром» использует OPAL и EUGAL для транзита газа с «Северного потока – 1», но после запуска «Северного потока – 2» нужно будет думать, как выводить его сырье в Европу. 

 

Вопросы вызывают условия запуска газопровода

«Нам стоит опереться на выкладки по завершению технической части «Северного потока – 2», по которым все работы должны закончиться до нового года, после чего газопровод будет готов к поставкам сырья», - констатирует Перов.

В сентябре мы узнаем, когда «Северному потоку – 2» предстоит коммерческий запуск. Очевидно, что это событие выпадет на начало холодов, когда европейцам потребуется больше газа, на что наложится непростая ситуация с иссушением европейских ПХГ.

«Газпром» намекнул, что не горит желанием увеличивать транзит газа через Украину. Европейцы навязали российской компании контракт 2019 года на невыгодных условиях, поэтому российская компания не собирается бронировать новые мощности на Украине.

В результате у ЕС осенью останется два варианта: либо сохранить ограничения с риском дефицита газа в Европе, либо разрешить транзит через «Северный поток – 2», по данному вопросу будет большой торг, но пока экономическое преимущество за «Газпромом».

«Основные проблемы в любом случае связаны не с прокладкой «Северного потока – 2», а с тем, как и когда он начнет функционировать. В этом заключается интрига, и к ней будет приковано основное внимание», - резюмирует Перов

 

Дело складывается так, что проект запустят, но с ограничениями на прокачку. До тех пор, пока действует соглашение 2019 года с Украиной, по которому «Газпром» обязан транзитировать через украинскую ГТС 110 млн кубов газа в день (примерно 40 млрд кубов газа в год), это не будет проблемой, а вот после 2024 года российская сторона поставит вопрос о снятии ограничений.

«Газпром» не намерен идти на пролонгирование существующих газотранспортных обязательств перед Украиной.

Ситуация остается непростой

«Здесь остается формула со многими неизвестными. Ограничения по Третьему энергопакету являются серьезным препятствием, но существует возможность их обойти, для этого надо ввести в экспорт российского газа дополнительных поставщиков», - заключает Перов.

Законодательство РФ предусматривает экспорт трубопроводного газа только «Газпромом», Третий энергопакет выступает против этого, поэтому для выполнения его требований можно пересмотреть российские федеральные законы.

«Насколько это вероятно – не ясно, здесь есть как внутриполитические, так и внешнеполитические компоненты. В России не хотят ослабления позиций «Газпрома», а американский Госдеп продолжает делать противоречивые заявления», - констатирует Перов

 

Нет гарантии, что даже изменения в законодательстве РФ прекратят эти искусственные газовые споры.

«Не все в порядке и во внутриполитической жизни ФРГ, поэтому о будущем «Северного потока – 2» сложно говорить. Ситуация может развиться непонятным образом как в пользу проекта, так и против него», - резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики