Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приход холодов вынудит ЕС разрешить запуск «Северного потока – 2»

Приход холодов вынудит ЕС разрешить запуск «Северного потока – 2»

Ситуация вокруг «Северного потока – 2» содержит много неизвестных, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

«Северный поток – 2» скоро будет достроен

Трубоукладчик «Академик Черский» покинул датские воды и направился в исключительную экономическую зону ФРГ.

Исключительная экономическая зона находится за пределами территориальных вод (12 морских миль) и уходит от берега на расстояние в 200 морских миль, хотя в Балтийском море страны находятся близко друг к другу, и там морские границы определяются договорами.

В Nord Stream 2 AG отмечают, что в исключительной экономической зоне ФРГ «Академик Черский» уложит 2,6 км второй нитки «Северного потока – 2». Проект закончен на 98%, а немецкий участок является одним из его частей, которые еще надо реализовать.

Строительство «Северного потока – 2» завершат в ближайшее время – назван срок «до конца августа», но работы идут быстрее. Речь уже идет о трех-четырех неделях, после чего обе нитки газопровода будут технологически выполнены. 

 

Дальше пройдут испытания инфраструктуры и ее подготовка к коммерческим поставкам. Проблемой являются, во-первых, санкции США, введенные против европейских компаний, осуществляющих страхование и сертификацию «Северного потока – 2».

Если «Северный поток – 2» никто в ФРГ и ЕС не застрахует и не сертифицирует, то проект не будет соответствовать немецкому и европейскому законодательству. По этому вопросу идут наиболее активные переговоры между Берлином и Вашингтоном.

Во-вторых, Третий энергопакет ЕС, а также Газовая директива ЕС, распространившая его действие на «Северный поток – 2». Европейские законы требуют разделения производителей и транспортеров сырья, а в «Северном потоке – 2» ими выступает одна компания – «Газпром».

Третий энергопакет разрешает «Газпрому» задействовать только половину мощностей OPAL (европейского продолжения «Северного потока -1») и EUGAL (европейское продолжение «Северного потока – 2»). Сегодня «Газпром» использует OPAL и EUGAL для транзита газа с «Северного потока – 1», но после запуска «Северного потока – 2» нужно будет думать, как выводить его сырье в Европу. 

 

Вопросы вызывают условия запуска газопровода

«Нам стоит опереться на выкладки по завершению технической части «Северного потока – 2», по которым все работы должны закончиться до нового года, после чего газопровод будет готов к поставкам сырья», - констатирует Перов.

В сентябре мы узнаем, когда «Северному потоку – 2» предстоит коммерческий запуск. Очевидно, что это событие выпадет на начало холодов, когда европейцам потребуется больше газа, на что наложится непростая ситуация с иссушением европейских ПХГ.

«Газпром» намекнул, что не горит желанием увеличивать транзит газа через Украину. Европейцы навязали российской компании контракт 2019 года на невыгодных условиях, поэтому российская компания не собирается бронировать новые мощности на Украине.

В результате у ЕС осенью останется два варианта: либо сохранить ограничения с риском дефицита газа в Европе, либо разрешить транзит через «Северный поток – 2», по данному вопросу будет большой торг, но пока экономическое преимущество за «Газпромом».

«Основные проблемы в любом случае связаны не с прокладкой «Северного потока – 2», а с тем, как и когда он начнет функционировать. В этом заключается интрига, и к ней будет приковано основное внимание», - резюмирует Перов

 

Дело складывается так, что проект запустят, но с ограничениями на прокачку. До тех пор, пока действует соглашение 2019 года с Украиной, по которому «Газпром» обязан транзитировать через украинскую ГТС 110 млн кубов газа в день (примерно 40 млрд кубов газа в год), это не будет проблемой, а вот после 2024 года российская сторона поставит вопрос о снятии ограничений.

«Газпром» не намерен идти на пролонгирование существующих газотранспортных обязательств перед Украиной.

Ситуация остается непростой

«Здесь остается формула со многими неизвестными. Ограничения по Третьему энергопакету являются серьезным препятствием, но существует возможность их обойти, для этого надо ввести в экспорт российского газа дополнительных поставщиков», - заключает Перов.

Законодательство РФ предусматривает экспорт трубопроводного газа только «Газпромом», Третий энергопакет выступает против этого, поэтому для выполнения его требований можно пересмотреть российские федеральные законы.

«Насколько это вероятно – не ясно, здесь есть как внутриполитические, так и внешнеполитические компоненты. В России не хотят ослабления позиций «Газпрома», а американский Госдеп продолжает делать противоречивые заявления», - констатирует Перов

 

Нет гарантии, что даже изменения в законодательстве РФ прекратят эти искусственные газовые споры.

«Не все в порядке и во внутриполитической жизни ФРГ, поэтому о будущем «Северного потока – 2» сложно говорить. Ситуация может развиться непонятным образом как в пользу проекта, так и против него», - резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики