|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газаУзбекистан готовится к строительству российской АЭС. Какое влияние проект может оказать на обе страны, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня». Импортер превратится в экспортераПо итогам проверки комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заключила, что Узбекистан полностью готов к постройке первой в своей истории атомной электростанции. Инспекторы провели комплексную оценку процесса развития инфраструктуры для ядерно-энергетической программы и пришли к выводу, что все идет по плану при соблюдении всех нормативных требований. Результатом утвержденной программы развития энергетики страны и заключения соглашения между Россией и Ташкентом в сентябре 2019 года должно стать строительство проекта АЭС «Тузкан» в Джизакской области, где планируется установка двух российских реакторов, чья совокупная мощность может достигать 2,4 гигаватта. Два реактора позволят перекрыть внутренний дефицит электроэнергии и снизить зависимость от импорта, в том числе из Таджикистана, а также сменить статус импортера на поставщика. Узбекистан взял курс на отказ от продажи газа за рубеж. Сегодня на экспорт из 60 млрд добываемого топлива 8 млрд идут в Китай, 4,5 млрд в Россию и еще 2,5 млрд в Казахстан. Перед страной стоит сложная задача к 2025 году полностью отказаться от экспорта газа, перейдя к продаже продуктов его переработки.
Узбекистан развивает энергетикуВ последние годы в республике наблюдается стабильный рост экономических показателей. Так, ее внутренний валовый продукт (ВВП) в 2019 году вырос на 5,6% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 57,9 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, доля ВВП на душу населения в этот же период выросла на 3,6% и составила 1724 доллара. В стране добывается много полезных ископаемых, в том числе нефть, газ и уголь. Объем добычи природного газа составляет 60 млрд кубометров в год. В подземных хранилищах страны также находятся богатейшие запасы урана. По оценке МАГАТЭ, объем хранящейся под землей Узбекистана урановой руды составляет 230 тысяч тонн. Государство также ведет промышленную добычу золота, меди, фосфоритов и молибдена. Производство электроэнергии в Узбекистане составляет 61,6 тераватт-часа в год, из которых более 85% производится на базе природного газа и 10% на базе угля, однако в стране все равно наблюдается постоянный дефицит энергии. Сейчас в Узбекистане в дополнение к уже существующим 48 электростанциям строятся еще восемь объектов. В начале июня 2021 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума государство также подписало соглашение с группой российских компаний о финансировании строительства крупнейшего в СНГ газохимического комплекса. Завод будет построен в Бухарской области и станет работать исключительно на природном газе, добытом в стране, производя до 720 тысяч тонн современных полимеров. Тогда же появилась новость о том, что российский «Газпромбанк» предоставит Узбекистану кредит в размере 300 млн долларов на проведение модернизации Шуртанского газохимического комплекса, который работает на базе собственного газоконденсатного месторождения и после реновации сможет выпускать до 430 тысяч тонн полиэтилена и до 280 тысяч тонн полипропилена.
Инвестиции могут привести к потерямВ разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что у Узбекистана есть определенный дефицит электроэнергии, который он должен компенсировать, приобретая ее у соседних стран, а строительство собственной АЭС поможет государству решить эту проблему. «Государство гипотетически может перестать быть импортером энергоресурсов и стать их экспортером, что, однако, на практике маловероятно из-за довольно непростых геополитических отношений в регионе», — заявил Симонов. Эксперт сообщает, что есть возможность организовать поставку в более дальние регионы, вроде Индии или Пакистана, но такой исход событий также маловероятен ввиду того, что это невыгодно экономически из-за дорогой транспортировки электроэнергии. «Основная цель строительства данного объекта — это собственное потребление, чтобы отказаться от импорта из близлежащих стран, с которыми у Узбекистана сложные отношения», — констатирует Симонов. Как отмечает эксперт, Россия подобные проекты строит самостоятельно и за свой счет, рассчитывая вернуть инвестиции благодаря продаже электроэнергии на внутреннем рынке страны, что делает такие проекты выгодными для стран, организующих у себя подобное строительство. «Если для Узбекистана такая сделка беспроигрышная, то со стороны нашей страны вопрос о необходимости такого агрессивного продвижения отечественных технологий за рубежом остается открытым», — сообщает Симонов. Эксперт утверждает, что строительство подобных проектов в странах с нестабильной экономической ситуацией окупается достаточно долго и использование госбюджета на столь длинные инвестиции не всегда разумно, учитывая, какие есть альтернативы. «Строительство российских АЭС часто происходит в странах, которые потребляют отечественный газ, в результате чего наша страна не только дает им альтернативу своей продукции, но и рискует получить конкурента в экспорте. Например, Узбекистан уже осуществляет поставки газа в Китай, которые могут увеличиться с появлением нового источника энергии», — замечает Симонов. Подводя итог, специалист отмечает, что перспектива таких инвестиций со стороны России весьма неопределенная и несет в себе больше рисков, чем потенциальной прибыли, однако наше государство продолжает их осуществлять, рассчитывая получить дивиденды в долгосрочной перспективе. Автор: Евгений Рюмкин Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Правительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |