Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Узбекистан готовится к строительству российской АЭС. Какое влияние проект может оказать на обе страны, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Импортер превратится в экспортера

По итогам проверки комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заключила, что Узбекистан полностью готов к постройке первой в своей истории атомной электростанции. Инспекторы провели комплексную оценку процесса развития инфраструктуры для ядерно-энергетической программы и пришли к выводу, что все идет по плану при соблюдении всех нормативных требований.

Результатом утвержденной программы развития энергетики страны и заключения соглашения между Россией и Ташкентом в сентябре 2019 года должно стать строительство проекта АЭС «Тузкан» в Джизакской области, где планируется установка двух российских реакторов, чья совокупная мощность может достигать 2,4 гигаватта.

Два реактора позволят перекрыть внутренний дефицит электроэнергии и снизить зависимость от импорта, в том числе из Таджикистана, а также сменить статус импортера на поставщика.

Узбекистан взял курс на отказ от продажи газа за рубеж. Сегодня на экспорт из 60 млрд добываемого топлива 8 млрд идут в Китай, 4,5 млрд в Россию и еще 2,5 млрд в Казахстан. Перед страной стоит сложная задача к 2025 году полностью отказаться от экспорта газа, перейдя к продаже продуктов его переработки. 

 

Узбекистан развивает энергетику

В последние годы в республике наблюдается стабильный рост экономических показателей. Так, ее внутренний валовый продукт (ВВП) в 2019 году вырос на 5,6% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 57,9 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, доля ВВП на душу населения в этот же период выросла на 3,6% и составила 1724 доллара.

В стране добывается много полезных ископаемых, в том числе нефть, газ и уголь. Объем добычи природного газа составляет 60 млрд кубометров в год. В подземных хранилищах страны также находятся богатейшие запасы урана. По оценке МАГАТЭ, объем хранящейся под землей Узбекистана урановой руды составляет 230 тысяч тонн. Государство также ведет промышленную добычу золота, меди, фосфоритов и молибдена.

Производство электроэнергии в Узбекистане составляет 61,6 тераватт-часа в год, из которых более 85% производится на базе природного газа и 10% на базе угля, однако в стране все равно наблюдается постоянный дефицит энергии. Сейчас в Узбекистане в дополнение к уже существующим 48 электростанциям строятся еще восемь объектов.

В начале июня 2021 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума государство также подписало соглашение с группой российских компаний о финансировании строительства крупнейшего в СНГ газохимического комплекса. Завод будет построен в Бухарской области и станет работать исключительно на природном газе, добытом в стране, производя до 720 тысяч тонн современных полимеров.

Тогда же появилась новость о том, что российский «Газпромбанк» предоставит Узбекистану кредит в размере 300 млн долларов на проведение модернизации Шуртанского газохимического комплекса, который работает на базе собственного газоконденсатного месторождения и после реновации сможет выпускать до 430 тысяч тонн полиэтилена и до 280 тысяч тонн полипропилена. 

 

Инвестиции могут привести к потерям

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что у Узбекистана есть определенный дефицит электроэнергии, который он должен компенсировать, приобретая ее у соседних стран, а строительство собственной АЭС поможет государству решить эту проблему.

«Государство гипотетически может перестать быть импортером энергоресурсов и стать их экспортером, что, однако, на практике маловероятно из-за довольно непростых геополитических отношений в регионе», — заявил Симонов.

Эксперт сообщает, что есть возможность организовать поставку в более дальние регионы, вроде Индии или Пакистана, но такой исход событий также маловероятен ввиду того, что это невыгодно экономически из-за дорогой транспортировки электроэнергии.

«Основная цель строительства данного объекта — это собственное потребление, чтобы отказаться от импорта из близлежащих стран, с которыми у Узбекистана сложные отношения», — констатирует Симонов.

Как отмечает эксперт, Россия подобные проекты строит самостоятельно и за свой счет, рассчитывая вернуть инвестиции благодаря продаже электроэнергии на внутреннем рынке страны, что делает такие проекты выгодными для стран, организующих у себя подобное строительство.

«Если для Узбекистана такая сделка беспроигрышная, то со стороны нашей страны вопрос о необходимости такого агрессивного продвижения отечественных технологий за рубежом остается открытым», — сообщает Симонов.

Эксперт утверждает, что строительство подобных проектов в странах с нестабильной экономической ситуацией окупается достаточно долго и использование госбюджета на столь длинные инвестиции не всегда разумно, учитывая, какие есть альтернативы.

«Строительство российских АЭС часто происходит в странах, которые потребляют отечественный газ, в результате чего наша страна не только дает им альтернативу своей продукции, но и рискует получить конкурента в экспорте. Например, Узбекистан уже осуществляет поставки газа в Китай, которые могут увеличиться с появлением нового источника энергии», — замечает Симонов.

Подводя итог, специалист отмечает, что перспектива таких инвестиций со стороны России весьма неопределенная и несет в себе больше рисков, чем потенциальной прибыли, однако наше государство продолжает их осуществлять, рассчитывая получить дивиденды в долгосрочной перспективе.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики