Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Узбекистан готовится к строительству российской АЭС. Какое влияние проект может оказать на обе страны, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Импортер превратится в экспортера

По итогам проверки комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заключила, что Узбекистан полностью готов к постройке первой в своей истории атомной электростанции. Инспекторы провели комплексную оценку процесса развития инфраструктуры для ядерно-энергетической программы и пришли к выводу, что все идет по плану при соблюдении всех нормативных требований.

Результатом утвержденной программы развития энергетики страны и заключения соглашения между Россией и Ташкентом в сентябре 2019 года должно стать строительство проекта АЭС «Тузкан» в Джизакской области, где планируется установка двух российских реакторов, чья совокупная мощность может достигать 2,4 гигаватта.

Два реактора позволят перекрыть внутренний дефицит электроэнергии и снизить зависимость от импорта, в том числе из Таджикистана, а также сменить статус импортера на поставщика.

Узбекистан взял курс на отказ от продажи газа за рубеж. Сегодня на экспорт из 60 млрд добываемого топлива 8 млрд идут в Китай, 4,5 млрд в Россию и еще 2,5 млрд в Казахстан. Перед страной стоит сложная задача к 2025 году полностью отказаться от экспорта газа, перейдя к продаже продуктов его переработки. 

 

Узбекистан развивает энергетику

В последние годы в республике наблюдается стабильный рост экономических показателей. Так, ее внутренний валовый продукт (ВВП) в 2019 году вырос на 5,6% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 57,9 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, доля ВВП на душу населения в этот же период выросла на 3,6% и составила 1724 доллара.

В стране добывается много полезных ископаемых, в том числе нефть, газ и уголь. Объем добычи природного газа составляет 60 млрд кубометров в год. В подземных хранилищах страны также находятся богатейшие запасы урана. По оценке МАГАТЭ, объем хранящейся под землей Узбекистана урановой руды составляет 230 тысяч тонн. Государство также ведет промышленную добычу золота, меди, фосфоритов и молибдена.

Производство электроэнергии в Узбекистане составляет 61,6 тераватт-часа в год, из которых более 85% производится на базе природного газа и 10% на базе угля, однако в стране все равно наблюдается постоянный дефицит энергии. Сейчас в Узбекистане в дополнение к уже существующим 48 электростанциям строятся еще восемь объектов.

В начале июня 2021 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума государство также подписало соглашение с группой российских компаний о финансировании строительства крупнейшего в СНГ газохимического комплекса. Завод будет построен в Бухарской области и станет работать исключительно на природном газе, добытом в стране, производя до 720 тысяч тонн современных полимеров.

Тогда же появилась новость о том, что российский «Газпромбанк» предоставит Узбекистану кредит в размере 300 млн долларов на проведение модернизации Шуртанского газохимического комплекса, который работает на базе собственного газоконденсатного месторождения и после реновации сможет выпускать до 430 тысяч тонн полиэтилена и до 280 тысяч тонн полипропилена. 

 

Инвестиции могут привести к потерям

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что у Узбекистана есть определенный дефицит электроэнергии, который он должен компенсировать, приобретая ее у соседних стран, а строительство собственной АЭС поможет государству решить эту проблему.

«Государство гипотетически может перестать быть импортером энергоресурсов и стать их экспортером, что, однако, на практике маловероятно из-за довольно непростых геополитических отношений в регионе», — заявил Симонов.

Эксперт сообщает, что есть возможность организовать поставку в более дальние регионы, вроде Индии или Пакистана, но такой исход событий также маловероятен ввиду того, что это невыгодно экономически из-за дорогой транспортировки электроэнергии.

«Основная цель строительства данного объекта — это собственное потребление, чтобы отказаться от импорта из близлежащих стран, с которыми у Узбекистана сложные отношения», — констатирует Симонов.

Как отмечает эксперт, Россия подобные проекты строит самостоятельно и за свой счет, рассчитывая вернуть инвестиции благодаря продаже электроэнергии на внутреннем рынке страны, что делает такие проекты выгодными для стран, организующих у себя подобное строительство.

«Если для Узбекистана такая сделка беспроигрышная, то со стороны нашей страны вопрос о необходимости такого агрессивного продвижения отечественных технологий за рубежом остается открытым», — сообщает Симонов.

Эксперт утверждает, что строительство подобных проектов в странах с нестабильной экономической ситуацией окупается достаточно долго и использование госбюджета на столь длинные инвестиции не всегда разумно, учитывая, какие есть альтернативы.

«Строительство российских АЭС часто происходит в странах, которые потребляют отечественный газ, в результате чего наша страна не только дает им альтернативу своей продукции, но и рискует получить конкурента в экспорте. Например, Узбекистан уже осуществляет поставки газа в Китай, которые могут увеличиться с появлением нового источника энергии», — замечает Симонов.

Подводя итог, специалист отмечает, что перспектива таких инвестиций со стороны России весьма неопределенная и несет в себе больше рисков, чем потенциальной прибыли, однако наше государство продолжает их осуществлять, рассчитывая получить дивиденды в долгосрочной перспективе.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики