Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому Россия сможет предъявить счета за победу в войне трубопроводов

Кому Россия сможет предъявить счета за победу в войне трубопроводов

США и Германия договорились по "Северному потоку – 2"

Повестка намеченного на конец июля – начало августа визита Владимира Зеленского в Вашингтон получает мощное наполнение. Белый дом фактически подтвердил договоренность между США и Германией по дальнейшей судьбе трубопровода «Северный поток – 2» (СП-2). Документ, по данным Bloomberg, предполагает возможность введения санкций против Москвы со стороны Берлина, если власти ФРГ посчитают, что РФ применяет энергоресурсы для давления на Украину. Последней обещают, кроме того, 50 млн долл. кредитов на технологии зеленой энергии и некие гарантии возмещения платы за потерю транзита газа.

Ранее Ангела Меркель на встрече с Джозефом Байденом заявила, что СП-2 не должен стать заменой транзиту газа через Украину. Госдепартамент США в очередном докладе Конгрессу в августе будет вынужден доложить о неэффективности американских санкций, новый газопровод может быть полностью уложен на дно Балтики в ближайшие недели. Власти Украины накануне требовали компенсацию за сокращение транзита газа из-за строительства российских СП-2 и «Турецкого потока». Они надеются, что при поддержке США и Европы им удастся получить новый контракт на транзит 45–50 млрд куб. м в год на следующие 15 лет с финансовыми гарантиями от европейских банков или компаний. По действующему соглашению «Газпром» обязан прокачивать через территорию Украины по 40 млрд куб. м ежегодно до 2024 года. Украина, получается, хочет себе гарантий теперь до 2040 года.

Судя по утечкам, соглашение между США и ФРГ таких гарантий не предполагает. Во-первых, в документе умышленно приводятся неконкретные формулировки, чтобы «не предоставлять Москве точную информацию о планах Вашингтона и Берлина». Во-вторых, администрация США заранее попросила Украину воздержаться от критики договоренностей.

Похоже, что Россия тоже начала готовить свою переговорную позицию. Сразу в нескольких СМИ появились публикации о том, что РФ вынуждена была строить газотранспортные проекты в обход Украины, так как «Запад ввел в искушение молодые власти Украины и РФ». Если бы не ввел, то РФ поучаствовала бы в модернизации украинской газотранспортной системы, что было бы в разы дешевле нового строительства. Бенефициарами ситуации стал Запад, поэтому пусть он и платит, делают вывод авторы.

Готов и счет. В «Турецкий поток» РФ вложила не менее 11,4 млрд долл., стоимость СП-2 – 9,9 млрд евро. Еще дороже внутренние трубы, по которым газ идет от месторождений до Балтийского моря, они обойдутся Западу более чем в 40 млрд долл. Но деньгами дело, похоже, не обойдется. Эксперты намекают, что именно в период этого строительства благосостояние россиян стало падать. На самом деле доходы населения практически стабильно падают с 2013 года, хотя строительство «Турецкого потока» началось в 2017 году, СП-2 – в 2018-м.

На переговорах «Газпрома» с немцами не будет идти речь о каком-то «предъявлении ущерба», такие формулировки – вне привычных форм международной торговли. Но для обоснования своей позиции – почему транзит через Украину постепенно заменяется на обходные газопроводы – вполне подойдут, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Газпром» может указать, что украинская газотранспортная система (ГТС) давно окупилась и что транзит через нее дорогой. США и ФРГ могут пообещать Украине какие-то кредиты и продекларировать возможности инвестиций в ее ГТС, но пока она сама не предложит России выгодные варианты транзита, никакие немецко-американские договоренности не будут иметь большого значения с точки зрения сохранения украинского транзита, считает эксперт.

Источник: НГ, 21.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики