Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энерговетры дуют мимо Южного Урала

Энерговетры дуют мимо Южного Урала

Тема развития альтернативной энергетики в России становится всё более актуальной прежде всего из-за предстоящего повышения углеродного налога в ЕС. Крупнейшие южноуральские компании отчитываются о достигнутых договорённостях по декарбонизации, но в действительности соглашения могут остаться на бумаге.

Зелёные технологии развиваются в Уральском федеральном округе. Группа компаний «Хэвел» планирует в ближайшие годы построить солнечные электростанции в Свердловской области суммарной мощностью 38 мегаватт. «Фортум» поставляет зелёную электроэнергию с ветроэлектростанций компании «Леруа Мерлен» в Тюмени. Челябинская область может похвастаться только локальными успехами в этой сфере. Например, нацпарк «Таганай» получил международную премию «Малая энергетика – большие достижения» за оснащение приютов для туристов солнечными батареями.

Однако тема становится особенно актуальной в рамках Парижского соглашения. Ранее «Октагон» писал, что страны G7 намерены отказаться от углеводородного сырья в энергетике в 2030-х годах. ЕС собирается вводить пошлины на содержание углекислого газа и других соединений углерода в товарах, импортируемых в Европу.

По предварительным подсчётам экспертов Центробанка РФ, 42 процента российского экспорта будет обложено европейской зелёной пошлиной.

На этом фоне российские компании, включая металлургических гигантов, заключают соглашения о поставках зелёной электроэнергии.

Металлурги «зеленеют»

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Фортум» в рамках прошедшего в этом году Петербургского международного экономического форума подписали меморандум о сотрудничестве в сфере возобновляемой энергетики. В соглашении зафиксировано намерение ММК использовать зелёную энергию, производимую российским подразделением «Фортум» и его совместными предприятиями на принадлежащих им ветряных и солнечных электростанциях. «Использование в производственных процессах электроэнергии из чистых и возобновляемых источников позволит ММК к 2025 году снизить объём выброса СО2 на 2,2 млн тонн», – отмечалось в совместном релизе компаний.

– Это сейчас самый очевидный и действенный инструмент реагирования на климатическую повестку. Многим ясно, что через два-три года Евросоюз введёт для экспортёров трансграничный налог, внутри ЕС производители его уже платят. Соответственно, они считают, а не создаётся ли такая ситуация, которая даёт необоснованные конкурентные преимущества производителям «углеродно богатых» стран? Что делать экспортёрам? Можно снижать собственные выбросы, например, за счёт модернизации, но это большие инвестиции. Пока ещё есть возможность законтрактовать киловатты по зелёной энергетике, – сообщил «Октагон.Урал» источник на региональном энергорынке.

Эксперты отрасли отмечают, что зачастую такие соглашения носят декларативный характер.

– Не обязательно электроэнергия должна быть напрямую от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), это могут быть только соглашения. Компания-потребитель подписывает соглашение на поставку зелёной электроэнергии, а на самом деле она берётся из сети, например, с соседней угольной станции. Но аналогичный объём должен попасть в возобновляемые источники энергии, то есть тем самым происходит некий взаимозачёт, – поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Фортум» от дополнительных комментариев по этому поводу воздержался. Представитель ММК заявил «Октагон.Урал», что в совместном заявлении компаний говорится о намерении ММК использовать зелёную энергию, производимую российским подразделением «Фортум» и его совместными предприятиями. На ММК отметили также, что это заявление следует рассматривать как официальную позицию компании. Но конкретные сроки реализации инициативы и механизмы там называть не стали.

Инвестиции ждут улучшения климата

Металлурги обеспокоены и пытаются отлаживать торговлю покупкой зелёной электроэнергетики, которая позволит им снизить на бумаге углеродный след и не платить углеродный налог при поставках своей продукции в Европу, отмечает Игорь Юшков.

 

«Все понимают, что позже требования к отслеживанию углеродного следа будут ужесточаться, вырастет углеродный налог и расширится перечень отраслей, с которых он будет высчитываться. Но все ждут, как эта история будет развиваться», - Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

 

На строительство объектов малой генерации в регионах влияют преференции, которые власти на местах готовы предоставить, а также величина тарифов на обычную электроэнергию – высокий тариф позволит окупить инвестиции в ВИЭ. Стоимость электроэнергии в Челябинской области в 2021 году для предприятий круглосуточного цикла с присоединённой мощностью более 10 мегаватт находится в диапазоне 4,23–5 рублей за киловатт-час. По сравнению с тарифами в других регионах Большого Урала это средние показатели (аналогичные тарифы в Башкортостане, Свердловской и Тюменской областях).

Президент российской Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов в комментарии «Октагон.Урал» отмечает, что ветроэнергетика требует «натурных» исследований, установки специального оборудования в течение года. Главный нюанс солнечной энергетики – долгая окупаемость проектов, а перспективы гидроэнергетики на Южном Урале туманны из-за отсутствия в Челябинской области рек с перепадами высот.

– Проекты так называемой «прерывистой» энергетики очень сильно зависят от солнца и ветра. Без госсубсидий они очень сложно реализуются. Поэтому в целом грандиозного движения в сторону альтернативной энергетики я пока не предполагаю, в отличие от газовой. Но с ростом тарифов на сетевую электроэнергию привлекательность альтернативной энергетики будет возрастать, – считает Максим Загорнов.

По его данным, сегодня в области мощность малой генерации составляет порядка 600 мегаватт – около 10–15 процентов общего энергобаланса региона.

Источник: Октагон.Урал, 21.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики