Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энерговетры дуют мимо Южного Урала

Энерговетры дуют мимо Южного Урала

Тема развития альтернативной энергетики в России становится всё более актуальной прежде всего из-за предстоящего повышения углеродного налога в ЕС. Крупнейшие южноуральские компании отчитываются о достигнутых договорённостях по декарбонизации, но в действительности соглашения могут остаться на бумаге.

Зелёные технологии развиваются в Уральском федеральном округе. Группа компаний «Хэвел» планирует в ближайшие годы построить солнечные электростанции в Свердловской области суммарной мощностью 38 мегаватт. «Фортум» поставляет зелёную электроэнергию с ветроэлектростанций компании «Леруа Мерлен» в Тюмени. Челябинская область может похвастаться только локальными успехами в этой сфере. Например, нацпарк «Таганай» получил международную премию «Малая энергетика – большие достижения» за оснащение приютов для туристов солнечными батареями.

Однако тема становится особенно актуальной в рамках Парижского соглашения. Ранее «Октагон» писал, что страны G7 намерены отказаться от углеводородного сырья в энергетике в 2030-х годах. ЕС собирается вводить пошлины на содержание углекислого газа и других соединений углерода в товарах, импортируемых в Европу.

По предварительным подсчётам экспертов Центробанка РФ, 42 процента российского экспорта будет обложено европейской зелёной пошлиной.

На этом фоне российские компании, включая металлургических гигантов, заключают соглашения о поставках зелёной электроэнергии.

Металлурги «зеленеют»

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Фортум» в рамках прошедшего в этом году Петербургского международного экономического форума подписали меморандум о сотрудничестве в сфере возобновляемой энергетики. В соглашении зафиксировано намерение ММК использовать зелёную энергию, производимую российским подразделением «Фортум» и его совместными предприятиями на принадлежащих им ветряных и солнечных электростанциях. «Использование в производственных процессах электроэнергии из чистых и возобновляемых источников позволит ММК к 2025 году снизить объём выброса СО2 на 2,2 млн тонн», – отмечалось в совместном релизе компаний.

– Это сейчас самый очевидный и действенный инструмент реагирования на климатическую повестку. Многим ясно, что через два-три года Евросоюз введёт для экспортёров трансграничный налог, внутри ЕС производители его уже платят. Соответственно, они считают, а не создаётся ли такая ситуация, которая даёт необоснованные конкурентные преимущества производителям «углеродно богатых» стран? Что делать экспортёрам? Можно снижать собственные выбросы, например, за счёт модернизации, но это большие инвестиции. Пока ещё есть возможность законтрактовать киловатты по зелёной энергетике, – сообщил «Октагон.Урал» источник на региональном энергорынке.

Эксперты отрасли отмечают, что зачастую такие соглашения носят декларативный характер.

– Не обязательно электроэнергия должна быть напрямую от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), это могут быть только соглашения. Компания-потребитель подписывает соглашение на поставку зелёной электроэнергии, а на самом деле она берётся из сети, например, с соседней угольной станции. Но аналогичный объём должен попасть в возобновляемые источники энергии, то есть тем самым происходит некий взаимозачёт, – поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Фортум» от дополнительных комментариев по этому поводу воздержался. Представитель ММК заявил «Октагон.Урал», что в совместном заявлении компаний говорится о намерении ММК использовать зелёную энергию, производимую российским подразделением «Фортум» и его совместными предприятиями. На ММК отметили также, что это заявление следует рассматривать как официальную позицию компании. Но конкретные сроки реализации инициативы и механизмы там называть не стали.

Инвестиции ждут улучшения климата

Металлурги обеспокоены и пытаются отлаживать торговлю покупкой зелёной электроэнергетики, которая позволит им снизить на бумаге углеродный след и не платить углеродный налог при поставках своей продукции в Европу, отмечает Игорь Юшков.

 

«Все понимают, что позже требования к отслеживанию углеродного следа будут ужесточаться, вырастет углеродный налог и расширится перечень отраслей, с которых он будет высчитываться. Но все ждут, как эта история будет развиваться», - Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

 

На строительство объектов малой генерации в регионах влияют преференции, которые власти на местах готовы предоставить, а также величина тарифов на обычную электроэнергию – высокий тариф позволит окупить инвестиции в ВИЭ. Стоимость электроэнергии в Челябинской области в 2021 году для предприятий круглосуточного цикла с присоединённой мощностью более 10 мегаватт находится в диапазоне 4,23–5 рублей за киловатт-час. По сравнению с тарифами в других регионах Большого Урала это средние показатели (аналогичные тарифы в Башкортостане, Свердловской и Тюменской областях).

Президент российской Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов в комментарии «Октагон.Урал» отмечает, что ветроэнергетика требует «натурных» исследований, установки специального оборудования в течение года. Главный нюанс солнечной энергетики – долгая окупаемость проектов, а перспективы гидроэнергетики на Южном Урале туманны из-за отсутствия в Челябинской области рек с перепадами высот.

– Проекты так называемой «прерывистой» энергетики очень сильно зависят от солнца и ветра. Без госсубсидий они очень сложно реализуются. Поэтому в целом грандиозного движения в сторону альтернативной энергетики я пока не предполагаю, в отличие от газовой. Но с ростом тарифов на сетевую электроэнергию привлекательность альтернативной энергетики будет возрастать, – считает Максим Загорнов.

По его данным, сегодня в области мощность малой генерации составляет порядка 600 мегаватт – около 10–15 процентов общего энергобаланса региона.

Источник: Октагон.Урал, 21.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики