Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и Германия отказали «Северному потоку — 2» в исключении. Но выход есть

США и Германия отказали «Северному потоку — 2» в исключении. Но выход есть

Вашингтон и Берлин заключили сделку по «Северному потоку — 2». США не будут останавливать проект, а Германия берет на себя обязательства наказать Россию, если та захочет использовать энергоресурсы как геополитическое оружие, и добиваться продления транзита российского газа через Украину после 2024 года. Также обе страны собираются помогать Украине развивать альтернативную энергетику, в том числе производство водорода, который Евросоюз собирается использовать в качестве замены газа в будущем. Неприятная новость для «Северного потока — 2» заключается в том, что проект не получит исключений из Третьего энергетического пакета, что грозит ему работой с ограниченной мощностью. Но выход есть. И тогда крайней окажется Польша.

«Мы поддерживаем энергетическую безопасность Украины и Центральной и Восточной Европы, включая ключевые принципы, закрепленные в Третьем энергетическом пакете ЕС о диверсификации и безопасности поставок. Германия подчеркивает, что будет соблюдать букву и дух Третьего энергетического пакета в отношении „Северного потока — 2“ под юрисдикцией Германии, чтобы обеспечить анбандлинг (разделение оператора и поставщика) и доступ третьей стороны. Это включает оценку любых рисков, связанных с сертификацией оператора проекта для безопасности энергоснабжения ЕС», — говорится в совместном заявлении США и Германии.

Для «Северного потока — 2» это означает, что оператор вряд ли выиграет суды и «Газпром» по крайней мере не сможет использовать всю мощность газопровода для прямых поставок. Европейское законодательство, под которое подпадает проект, предусматривает, что мощность должна резервироваться и под независимых поставщиков.

«Опасения насчёт применения Третьего энергопакета усилились в последние дни еще после повторного решения суда ЕС об ограничении доступной для „Газпрома“ мощности газопровода OPAL, который является одним из двух продолжений „Северного потока“ в Германии, до 50%. Ранее половину мощностей газопровода „Газпром“ выкупал на общих аукционах», — говорит аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

Аналогичная ситуация может произойти и с самим «Северным потоком — 2», который подпадает под европейское регулирование, отмечает эксперт. «Если исходить из юридической стороны вопроса, то „Газпром“ может получить исключение из Третьего энергопакета в использовании „Северного потока — 2“, так как больше претендентов на использование данного газопровода нет. Однако если какая-либо из „пострадавших стран“ будет апеллировать к принципу энергетической солидарности, то сложно предсказать, чью сторону примет суд», — замечает Сергей Кауфман. То, что Польша, которая является инициатором разбирательств по OPAL, не отступится, сомневаться не приходиться.

В Федеральном сетевом агентстве Германии (BNetzA) не стали называть, насколько могут быть ограничены мощности прямых поставок «Газпрома». Регулятор сослался на судебное разбирательство, которое сейчас идет в Германии. Оператор «Северного потока — 2» оспаривает отказ BNetzA дать исключения из правил закона об энергетической промышленности Германии, который представляет собой нормы применения Третьего энергопакета ЕС в стране.

«Немецкая часть „Северного потока — 2“ будет предметом регулирования с момента своего запуска», — сообщил EADaily пресс-секретарь BNetzA Майкл Рэйфенберг. Речь идет о доступе к газотранспортной системе Германии и тарифах. «Северный поток — 2» — предмет для регуляторных требований по доступу к сети, включая механизмы распределения мощности для секции, расположенной на немецкой территории. Отсюда следует, что третьим сторонам (независимым поставщикам) должен быть предоставлен доступ к сети на разумных и недискриминационных условиях. К «Газпрому» не применяются какие-либо меры «ограниченного использования». К компании относятся точно так же, как и к любому другому (потенциальному) заказчику транспортировки газа», — отметил представитель Федерального сетевого агентства Германии.

«Проблема в том, что никаких четких правил на этот счёт (распределения мощности) не существует. А законодательство, принятое в результате большой дипломатической интриги, дает массу пространства для трактовок и, соответственно, для судебных споров», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Так как «Северный поток» и «Северный поток — 2» могут подавать газ в сухопутные продолжения друг друга — OPAL, NEL и EUGAL, то газопроводы общей проектной мощностью 110 млрд кубометров стоит рассматривать вместе. Сегодня «Газпром» ограничен в прямых поставках по OPAL «Северного потока» на 18 млрд кубометров в год (50% мощности), а по самому «Северному потоку — 2» выпадение может достигать 27,5 млрд кубометров (также 50% мощности). Однако из-за взаимосвязанных сухопутных продолжений общие ограничения могут не превышать 27,5 млрд кубометров.

Впрочем, есть вариант, как избежать и этого и полностью загрузить «Северный поток — 2» и OPAL, считает аналитик Том Марзек-Мансер из ICIS. Он полагает, что выпавшие объемы «Газпром» сможет продавать на своей электронной торговой платформе, установив точкой сдачи место, где «Северный поток — 2» входит в территориальные воды Германии. В этом случае появятся независимые поставщики, как и предусмотрено Третьим энергопакетом. И они уже будут бронировать мощности немецкой секции «Северного потока — 2» и OPAL. Несколько лет назад, когда Евросоюз принимал изменения в газовую директиву, по которым «Северный поток — 2» попал под ограничения, похожий вариант выхода из ситуации рассматривался оператором проекта, сообщали немецкие СМИ.

Если «Газпром» получит полный доступ к «Северным потокам», то балтийский маршрут поставок российского газа в Европу, очевидно, ударит прежде всего по Польше. Общая мощность балтийских газопроводов, «Турецкого потока» и «Голубого потока» составит 158−162 млрд кубометров. При этом украинский транзит, не менее 40 млрд кубометров, исходя из позиции США и Германии, очевидно, останется. В таком случае даже при нынешнем спросе на российский газ, до 200 млрд кубометров в год, польский маршрут понадобится «Газпрому» только для балансировки поставок — если сезонный спрос в Европе будет превышать мощности других маршрутов. Такую перспективу подтверждает позиция самого «Газпрома», который отказался бронировать мощности польского участка газопровода Ямал — Европа на следующий газовый год (с октября по октябрь) и заявил, что при необходимости может делать это на дневных, месячных и квартальных аукционах.

Правда, как замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, говорить точно о будущих раскладах по поставкам российского газа в Европу еще рано. «Главная цель сделки по „Северному потоку — 2“ — это сохранить лицо США, которые не смогли помешать строительству газопровода и лишь испортили отношения с Европой, — говорит эксперт. — В то же время соглашение устанавливает некоторые вешки для дальнейшей дипломатической игры, но не более того. Третий энергопакет слишком размытое понятие для того, чтобы говорить о предоставлении или непредоставлении исключений из него».

Источник: EADaily, 22.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики