Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и Германия отказали «Северному потоку — 2» в исключении. Но выход есть

США и Германия отказали «Северному потоку — 2» в исключении. Но выход есть

Вашингтон и Берлин заключили сделку по «Северному потоку — 2». США не будут останавливать проект, а Германия берет на себя обязательства наказать Россию, если та захочет использовать энергоресурсы как геополитическое оружие, и добиваться продления транзита российского газа через Украину после 2024 года. Также обе страны собираются помогать Украине развивать альтернативную энергетику, в том числе производство водорода, который Евросоюз собирается использовать в качестве замены газа в будущем. Неприятная новость для «Северного потока — 2» заключается в том, что проект не получит исключений из Третьего энергетического пакета, что грозит ему работой с ограниченной мощностью. Но выход есть. И тогда крайней окажется Польша.

«Мы поддерживаем энергетическую безопасность Украины и Центральной и Восточной Европы, включая ключевые принципы, закрепленные в Третьем энергетическом пакете ЕС о диверсификации и безопасности поставок. Германия подчеркивает, что будет соблюдать букву и дух Третьего энергетического пакета в отношении „Северного потока — 2“ под юрисдикцией Германии, чтобы обеспечить анбандлинг (разделение оператора и поставщика) и доступ третьей стороны. Это включает оценку любых рисков, связанных с сертификацией оператора проекта для безопасности энергоснабжения ЕС», — говорится в совместном заявлении США и Германии.

Для «Северного потока — 2» это означает, что оператор вряд ли выиграет суды и «Газпром» по крайней мере не сможет использовать всю мощность газопровода для прямых поставок. Европейское законодательство, под которое подпадает проект, предусматривает, что мощность должна резервироваться и под независимых поставщиков.

«Опасения насчёт применения Третьего энергопакета усилились в последние дни еще после повторного решения суда ЕС об ограничении доступной для „Газпрома“ мощности газопровода OPAL, который является одним из двух продолжений „Северного потока“ в Германии, до 50%. Ранее половину мощностей газопровода „Газпром“ выкупал на общих аукционах», — говорит аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

Аналогичная ситуация может произойти и с самим «Северным потоком — 2», который подпадает под европейское регулирование, отмечает эксперт. «Если исходить из юридической стороны вопроса, то „Газпром“ может получить исключение из Третьего энергопакета в использовании „Северного потока — 2“, так как больше претендентов на использование данного газопровода нет. Однако если какая-либо из „пострадавших стран“ будет апеллировать к принципу энергетической солидарности, то сложно предсказать, чью сторону примет суд», — замечает Сергей Кауфман. То, что Польша, которая является инициатором разбирательств по OPAL, не отступится, сомневаться не приходиться.

В Федеральном сетевом агентстве Германии (BNetzA) не стали называть, насколько могут быть ограничены мощности прямых поставок «Газпрома». Регулятор сослался на судебное разбирательство, которое сейчас идет в Германии. Оператор «Северного потока — 2» оспаривает отказ BNetzA дать исключения из правил закона об энергетической промышленности Германии, который представляет собой нормы применения Третьего энергопакета ЕС в стране.

«Немецкая часть „Северного потока — 2“ будет предметом регулирования с момента своего запуска», — сообщил EADaily пресс-секретарь BNetzA Майкл Рэйфенберг. Речь идет о доступе к газотранспортной системе Германии и тарифах. «Северный поток — 2» — предмет для регуляторных требований по доступу к сети, включая механизмы распределения мощности для секции, расположенной на немецкой территории. Отсюда следует, что третьим сторонам (независимым поставщикам) должен быть предоставлен доступ к сети на разумных и недискриминационных условиях. К «Газпрому» не применяются какие-либо меры «ограниченного использования». К компании относятся точно так же, как и к любому другому (потенциальному) заказчику транспортировки газа», — отметил представитель Федерального сетевого агентства Германии.

«Проблема в том, что никаких четких правил на этот счёт (распределения мощности) не существует. А законодательство, принятое в результате большой дипломатической интриги, дает массу пространства для трактовок и, соответственно, для судебных споров», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Так как «Северный поток» и «Северный поток — 2» могут подавать газ в сухопутные продолжения друг друга — OPAL, NEL и EUGAL, то газопроводы общей проектной мощностью 110 млрд кубометров стоит рассматривать вместе. Сегодня «Газпром» ограничен в прямых поставках по OPAL «Северного потока» на 18 млрд кубометров в год (50% мощности), а по самому «Северному потоку — 2» выпадение может достигать 27,5 млрд кубометров (также 50% мощности). Однако из-за взаимосвязанных сухопутных продолжений общие ограничения могут не превышать 27,5 млрд кубометров.

Впрочем, есть вариант, как избежать и этого и полностью загрузить «Северный поток — 2» и OPAL, считает аналитик Том Марзек-Мансер из ICIS. Он полагает, что выпавшие объемы «Газпром» сможет продавать на своей электронной торговой платформе, установив точкой сдачи место, где «Северный поток — 2» входит в территориальные воды Германии. В этом случае появятся независимые поставщики, как и предусмотрено Третьим энергопакетом. И они уже будут бронировать мощности немецкой секции «Северного потока — 2» и OPAL. Несколько лет назад, когда Евросоюз принимал изменения в газовую директиву, по которым «Северный поток — 2» попал под ограничения, похожий вариант выхода из ситуации рассматривался оператором проекта, сообщали немецкие СМИ.

Если «Газпром» получит полный доступ к «Северным потокам», то балтийский маршрут поставок российского газа в Европу, очевидно, ударит прежде всего по Польше. Общая мощность балтийских газопроводов, «Турецкого потока» и «Голубого потока» составит 158−162 млрд кубометров. При этом украинский транзит, не менее 40 млрд кубометров, исходя из позиции США и Германии, очевидно, останется. В таком случае даже при нынешнем спросе на российский газ, до 200 млрд кубометров в год, польский маршрут понадобится «Газпрому» только для балансировки поставок — если сезонный спрос в Европе будет превышать мощности других маршрутов. Такую перспективу подтверждает позиция самого «Газпрома», который отказался бронировать мощности польского участка газопровода Ямал — Европа на следующий газовый год (с октября по октябрь) и заявил, что при необходимости может делать это на дневных, месячных и квартальных аукционах.

Правда, как замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, говорить точно о будущих раскладах по поставкам российского газа в Европу еще рано. «Главная цель сделки по „Северному потоку — 2“ — это сохранить лицо США, которые не смогли помешать строительству газопровода и лишь испортили отношения с Европой, — говорит эксперт. — В то же время соглашение устанавливает некоторые вешки для дальнейшей дипломатической игры, но не более того. Третий энергопакет слишком размытое понятие для того, чтобы говорить о предоставлении или непредоставлении исключений из него».

Источник: EADaily, 22.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики