Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина перекидывает ответственность за срыв транзита из РФ на США и Германию

Украина перекидывает ответственность за срыв транзита из РФ на США и Германию

Заявление главы «Нафтогаза Украины» о прекращении транзита газа из РФ через украинские территории звучит как оправдание для Берлина и Вашингтона, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Российская Федерация прекратит транзит природного газа через территории украинского государства после 2024 года. Такое предположение, сообщает агентство Reuters, сделал глава правления компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.

Спасение Украины в НАТО

Руководство «Нафтогаза Украины» полагает, что российская сторона целенаправленно «использует газ в качестве геополитического оружия против Украины и всего региона», поэтому, как заявил Юрий Витренко, для обеспечения энергетической безопасности страна обязана стать членом Североатлантического альянса.

«Украинская сторона очень долго говорила про НАТО, но никаких конкретных достижений у Киева для вступления в Альянс до сих пор нет и никогда, собственно, и не было. Никто из европейских крупных политиков не говорил, что Украина обязательно получит полноценное право на членство. Скорее всего, были разговоры на долгосрочную перспективу.

Около 15 лет существовало такое понятие, как «энергетическое НАТО». Речь идет о концепции, которая должна была разрешить членам Североатлантического альянса принимать меры против тех поставщиков, которые ведут себя как-то неправильно. Иными словами, предполагалось, что НАТО станет дубинкой для непослушных участников рынка энергоресурсов», – пояснил позицию «Нафтогаза» эксперт Станислав Митрахович.

«Нафтогаз» цепляется за последнюю возможность

Российская сторона в лице «Газпрома» подписала транзитное соглашение с украинской в лице «Нафтогаза» 30 декабря 2019 года. Договоренность предусматривает прокачку энергоносителя в течение пяти лет – до 2024 года включительно.

Известно, что минимально гарантированная прокачка по утвержденной Москвой и Киевом схеме «качай или плати» составляет 65 млрд кубических метров газа в первый год и по 40 млрд кубометров в последующие четыре. Пятилетний контракт с Россией обеспечит Украину прибылью от транзита энергетического ресурса в размере 7 млрд долларов Соединенных Штатов Америки. 

 

Глава правления компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, продолжает собеседник ФБА «Экономика сегодня», находится между двух огней. С одной стороны, на него давит необходимость показать, что компания осознает риски прекращения транзита, а с другой – вероятность вопросов о том, что конкретно он сделал для предотвращения негативного и нежелательного для Киева сценария.

«Становится понятно, что многочисленными разговорами о том, что именно такой сценарий произойдет, Витренко снимает с себя ответственность и расписывается в том, что не способен ничего сделать, давая понять, что делать должен кто-то другой: Байден или Меркель, НАТО или кто-то еще.

Из слов Витренко не следует, что он придумал какой-то механизм решения проблемы. Апелляции к Североатлантическому альянсу ничего не дадут: Киев уже 15 лет апеллирует в том числе к «энергетическому НАТО», который так и не организовали», – добавил Митрахович.

Киев не увидел главного конкурента

Последние события, связанные со строительством магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию через Балтийское море «Северный поток – 2», заставили Киев понервничать. Украинские власти бояться потерять легкие транзитные деньги после запуска проекта, экономически важного для стран Европейского союза. Через территорию Украины в Евросоюз в прошлом году транспортировано 55,8 млрд кубических метров российского газа– это самый низкий показатель за последние семь лет.

«Киеву нужно взяться за ум и осознать, что конкурент Украины по транзиту – это Польша на участке «Ямал – Европа». В перспективе необходимо наладить отношения с Россией, предложив условия лучше тех, что выдвигают поляки.

Тогда какой-то шанс сохранить некие объемы транзита есть. Если Украина на такой шаг не решится, то перспективы транзиты окажутся крайне печальными. Скорее всего, он постепенно спадет до минимальных поставок, нужных Молдавии и Словакии», – прогнозирует эксперт.

Недавно заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США, заявила, что Соединенные Штаты Америки и Германия достигли договоренности по газопроводу «Северный поток – 2».

По заверению американской стороны, Германия обязалась добиваться выработки общеевропейских санкций в отношении Москвы в случае агрессивных шагов Российской Федерации против Украины в рамках реализации проекта строительства трубопровода.

Кроме того, договоренность предполагает оказание Украине финансовой помощи за счет ФРГ и США в целях диверсификации источников энергоресурсов Киева.

«Все это лирика, и ничего конкретного эти договоренности не подразумевают, кроме общих рассуждений. Американцы вроде как повесили на немцев обязательство убеждать Россию сохранить транзит через Украину.

И это не конкретный набор действий, а декларация о намерениях, которые неизвестно, как страны собираются реализовывать. Возможно, предполагается гипотетический механизм, способный в будущем ограничить работу газопровода, или принудительный инструмент Германии остановки проекта. Все это абстрактно, так как закон, необходимый для таких мер, одобрят не все политические силы ФРГ», – пояснил эксперт.

Другие методы воздействия, уверен Станислав Митрахович, также маловероятны, ведь даже санкции или запрет на покупку российского газа в Европейском союзе обяжут Германию компенсировать потери компаний, которых она фактически лишит дохода от ресурса. В таком случае немецкому правительству придется вытаскивать деньги из карманов налогоплательщиков – другого варианта нет.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 22.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики