Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США так хотели остановить "Северный поток-2"

Почему США так хотели остановить "Северный поток-2"

За геополитическими причинами борьбы США с достройкой "Северного потока-2" крайне мало внимания уделяется экономической подоплеке противостояния. Но пытаясь остановить строительство газопровода из России в Европу, США решали и свои внутренние экономические проблемы.

У США отрицательный торговый баланс с Европой - минус 183 млрд долларов. Проще говоря, на эту сумму товаров США импортируют из ЕС больше, чем экспортируют туда. Хуже торговое сальдо у США только с Китаем - минус 295 млрд долларов. А весь товарный дефицит торгового баланса США в 2020 году составил 916 млрд долларов. Это означает, что страна или сильно зависит от иностранных производителей, или импортные товары вытесняют местную продукцию с рынка, что ведет к закрытию предприятий, безработице и снижению ВВП.

Уменьшить отрицательный торговый баланс можно развивая собственное производство, увеличивая конкурентоспособность своих товаров, силовым продвижением их на экспортных рынках или созданием таможенных преград для импортных товаров. С начала этого века США все чаще используют для исправления перекосов в своей экономики в качестве рычагов давления - санкции, запреты и даже военное вмешательство. Достаточно вспомнить Ирак и Ливию.

"Уже не первое десятилетие сальдо счета текущих операций в США остается отрицательным, и зависимость экономики от притока капитала не снижается", - говорит партнер GКEM Analytica Евгений Гавриленков. - Сокращение этого дефицита - насущнейшая задача руководства страны. Торговые дискуссии (войны) США с Китаем связаны именно с этим. Поскольку сальдо счета текущих операций ЕС также не в пользу США, то они, естественно, настроены на то, чтобы этот дефицит уменьшить. Рыночными методами это сделать не удается, поэтому "геополитические мотивы" звучат все настойчивее, считает Гавриленков.

Бывший президент США Дональд Трамп призывал заменить российский газ американским сжиженным природным газом (СПГ), в котором есть "молекулы свободы". Но весь экспорт американского СПГ в Европу в прошлом году составил около 20 млрд кубометров. Для сравнения Россия поставила в Европу по трубопроводам 179 млрд кубометров газа и еще 17,5 млрд кубометров СПГ. Ни о каком вытеснении российского газа с европейского рынка при таком соотношении объемов поставок речи идти не может. А вот о попытке некоторого выправления торгового баланса и простом продвижении своего товара нерыночными методами - вполне.

Заявления американских политиков, объясняющих борьбу с "Северным потоком-2" необходимостью поддержки Украины, лишь риторика. Но не стоит сбрасывать со счетов и политические причины. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, США с конца Второй мировой войны старались не допустить, чтобы Европа стала слишком независимым от них игроком в мире. Сделать таковой ее может расширение связей с Россией, в том числе за счет поставок энергоресурсов из нашей страны. "Северный поток-2" эти связи может значительно укрепить и снизить влияние США на ту же Германию.

Симонов подчеркнул, что Россия сейчас единственный крупный экспортер нефти и газа в мире, который не зависит от США, которые начали бороться против поставок наших энергоресурсов в Европу еще в 60-х годах XX века.

США прагматично и достаточно вольно трактуют геополитические мотивы, считает Евгений Гавриленков. С одной стороны, на данном этапе исторического развития США пытаются активно воздействовать на не совсем демократические страны, каковыми являются, например, Иран или Венесуэла, но с другой стороны, нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, например) являются союзниками США, несмотря на то, что там нет даже подобия избирательной системы.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики