Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

«Северный поток-2» будет достроен, это уже решено окончательно и бесповоротно, Германия и США договорились. В этой истории довольны почти все: Москва (тут все понятно), Берлин, который считает, что обеспечит свою энергонезависимость и не потеряет вложенные деньги, даже Вашингтон, который, кажется, устал заниматься этой проблемой и наконец сбросил с плеч груз в виде спорной трубы.

И только один Киев, которому грозит потеря доходов от транзита газа, у разбитого корыта. Ему Германия и США официально и публично заявляют: ваши интересы будут учтены, мы потребовали этого от России и пригрозили санкциями. Но санкциями Москву не испугаешь, как мы понимаем.

23 июля Константин Косачев из Совета Федерации в эфире «Эха Москвы» прямо заявлял, что газотранспортная инфраструктура на территории Украины старая и дряхлая, использовать ее нет смысла. А значит, по всей видимости, с транзитом у Киева возникнут проблемы.

В этот же день вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина рассказала, на какую страна рассчитывает компенсацию — это гарантия сохранения транзита. Еще Киев должен получить «гарантии, а не договоренности», касающиеся территориальной целостности и суверенитета. «А также выполнение обязательств ЕС по интеграции рынков газа и электроэнергии в соответствии с соглашением об ассоциации с Евросоюзом», — добавила Стефанишина. Будут ли услышаны требования Украины? Поговорили об этом с заместителем генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом и заместителем директора Украинского института политика Владиславом Дзивидзинским.

По мнению Гривача, Германия не стала отказываться от создания новой инфраструктуры, несмотря на давление, оказываемое ранее другими странами, поскольку не считает украинский транзит надежным. «Они понимают, что украинский транзит — это слабое звено в обеспечении энергетической безопасности Европы, и поставить его на кон они не хотят», — сказал он. Также Гривач добавил, что ранее Украина отказалась от выстраивания сбалансированных отношений с Россией как поставщиком и покупателем услуг по транзиту и Европой как потребителем российского газа. «Это поставило под вопрос существование транзита в долгосрочной перспективе. <...> Интересы Украины, на мой взгляд, сейчас заключаются в том, чтобы попытаться немножко поменять парадигму своего поведения и вернуться из системы, когда они считают, что им все должны, в рамки нормального поставщика услуг по транзиту», — подчеркнул он.

Дзивидзинский считает, что фактор Украины в настоящий момент вторичен по отношению к другим переговорным линиям. Сейчас Украина пытается потребовать выполнения обязательств или получения компенсаций — поскольку «Северный поток» будет запущен в любом случае. Часть политических элит страны считает поведение США предательством. «Компенсацию можно получить в случае, если Европа или Америка посчитают должным продемонстрировать свою, условно, заботу о стране и выполнение, или компенсацию за невыполнение части своих обязательств», — сказал он. Также Дзивидзинский отмечает, что для Германии стабильность поставки энергоресурсов важнее политических дивидендов. В Украине, по мнению немецкого руководства, факторами риска являются продолжительный военный конфликт на востоке страны, а также не нестабильная политическая система. «Энергетическая безопасность Европы от политических настроений на улицах Киева зависеть, безусловно, не может. Понимая это, Германия согласилась на постройку такого проекта, что выгодно экономически, но геополитически немного поменяло вектор развития», — добавил эксперт.

Автор: Екатерина Котрикадзе

Источник: Дождь, 23.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики