Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

«Северный поток-2» будет достроен, это уже решено окончательно и бесповоротно, Германия и США договорились. В этой истории довольны почти все: Москва (тут все понятно), Берлин, который считает, что обеспечит свою энергонезависимость и не потеряет вложенные деньги, даже Вашингтон, который, кажется, устал заниматься этой проблемой и наконец сбросил с плеч груз в виде спорной трубы.

И только один Киев, которому грозит потеря доходов от транзита газа, у разбитого корыта. Ему Германия и США официально и публично заявляют: ваши интересы будут учтены, мы потребовали этого от России и пригрозили санкциями. Но санкциями Москву не испугаешь, как мы понимаем.

23 июля Константин Косачев из Совета Федерации в эфире «Эха Москвы» прямо заявлял, что газотранспортная инфраструктура на территории Украины старая и дряхлая, использовать ее нет смысла. А значит, по всей видимости, с транзитом у Киева возникнут проблемы.

В этот же день вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина рассказала, на какую страна рассчитывает компенсацию — это гарантия сохранения транзита. Еще Киев должен получить «гарантии, а не договоренности», касающиеся территориальной целостности и суверенитета. «А также выполнение обязательств ЕС по интеграции рынков газа и электроэнергии в соответствии с соглашением об ассоциации с Евросоюзом», — добавила Стефанишина. Будут ли услышаны требования Украины? Поговорили об этом с заместителем генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом и заместителем директора Украинского института политика Владиславом Дзивидзинским.

По мнению Гривача, Германия не стала отказываться от создания новой инфраструктуры, несмотря на давление, оказываемое ранее другими странами, поскольку не считает украинский транзит надежным. «Они понимают, что украинский транзит — это слабое звено в обеспечении энергетической безопасности Европы, и поставить его на кон они не хотят», — сказал он. Также Гривач добавил, что ранее Украина отказалась от выстраивания сбалансированных отношений с Россией как поставщиком и покупателем услуг по транзиту и Европой как потребителем российского газа. «Это поставило под вопрос существование транзита в долгосрочной перспективе. <...> Интересы Украины, на мой взгляд, сейчас заключаются в том, чтобы попытаться немножко поменять парадигму своего поведения и вернуться из системы, когда они считают, что им все должны, в рамки нормального поставщика услуг по транзиту», — подчеркнул он.

Дзивидзинский считает, что фактор Украины в настоящий момент вторичен по отношению к другим переговорным линиям. Сейчас Украина пытается потребовать выполнения обязательств или получения компенсаций — поскольку «Северный поток» будет запущен в любом случае. Часть политических элит страны считает поведение США предательством. «Компенсацию можно получить в случае, если Европа или Америка посчитают должным продемонстрировать свою, условно, заботу о стране и выполнение, или компенсацию за невыполнение части своих обязательств», — сказал он. Также Дзивидзинский отмечает, что для Германии стабильность поставки энергоресурсов важнее политических дивидендов. В Украине, по мнению немецкого руководства, факторами риска являются продолжительный военный конфликт на востоке страны, а также не нестабильная политическая система. «Энергетическая безопасность Европы от политических настроений на улицах Киева зависеть, безусловно, не может. Понимая это, Германия согласилась на постройку такого проекта, что выгодно экономически, но геополитически немного поменяло вектор развития», — добавил эксперт.

Автор: Екатерина Котрикадзе

Источник: Дождь, 23.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики