Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

США и Германия договорились о реализации проекта «Северный поток-2». Условия оказались не так уж и просты. Берлин возьмет на себя обязательство добиться продления соглашения Москвы и Киева по транзиту газа еще на десять лет. Сделка также предусматривает создание фонда объемом не менее $1 млрд, администрируемого Германией,— средства пойдут на сокращение зависимости Украины от газа и декарбонизацию ее экономики. При этом США обязались не вводить против «Северного потока-2» новых санкций, а также, возможно, снять некоторые уже существующие.

О ситуации, которая складывается вокруг российского газопровода, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт ФНЭБ и финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Более десяти лет, по мере либерализации газовых рынков в Европе, активно продвигалась точка зрения о необходимости уходить от долгосрочных контрактов и по поставкам, и по транзиту. Такой метод по определению считался устаревшим. В этой точке зрения активно убеждали и Газпром. Теперь ровно эту же позицию вполне может использовать уже российская сторона в диалоге с европейцами. Компания вполне обоснованно может говорить о преимуществах модели краткосрочного бронирования мощностей на транзит. Как, например, сейчас происходит с польским участком маршрута «Ямал-Европа».

Инструмент принуждения со стороны Германии, который сейчас активно обсуждается, применительно к Газпрому только один — это ограничения на работу «Северного потока-2» (СП-2). Газопровод попадает под антимонопольные ограничения ЕС, и вывести его из-под них возможно только при согласии Берлина. Но логика, при которой власти Германии не будут давать работать собственному бизнесу, вложившемуся и в СП-2, и в сухопутную инфраструктуру, его продолжающую, довольно абсурдна. Ведь Берлин сам получает прямую выгоду от газопровода, становясь транзитером «голубого топлива» в центральную Европу и, возможно, на север Италии. А это дает стране и экономические, и политические дивиденды от контроля транзита газа. Зачем было начинать весь проект, если исходить из необходимости вечно держать трубу СП-2 полупустой?

Кроме того, если создать правовой инструмент по «экстренной остановке» газопровода в случае какие-то «неблаговидных» действий России, то нужно предусмотреть и механизмы компенсации крупного ущерба тем же немецким компаниям, которые газ с «Северного потока-2» будут включать в конкретные производственные цепочки и рассчитывать на его в своем каждодневном производстве.

В пользу сценария все-таки с выводом СП-2 из-под антимонопольного регулирования играет и процесс постепенного физического износа украинской ГТС. Если там начнутся аварии, то ЕС и ФРГ очень быстро откроют на полную мощность и «Северного потока-2», и Opal. Перспектив же крупных вложений в украинскую ГТС не просматривается - никакая компания не вложит свои деньги, если не будет гарантии крупномасштабной загрузки трубы. А ее как раз не будет, раз уж Россия и ее партнеры достроили обходные газопроводы («Северныйо поток», «Северный поток-2», Турецкий поток / Балканский поток).

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики