Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

США и Германия договорились о реализации проекта «Северный поток-2». Условия оказались не так уж и просты. Берлин возьмет на себя обязательство добиться продления соглашения Москвы и Киева по транзиту газа еще на десять лет. Сделка также предусматривает создание фонда объемом не менее $1 млрд, администрируемого Германией,— средства пойдут на сокращение зависимости Украины от газа и декарбонизацию ее экономики. При этом США обязались не вводить против «Северного потока-2» новых санкций, а также, возможно, снять некоторые уже существующие.

О ситуации, которая складывается вокруг российского газопровода, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт ФНЭБ и финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Более десяти лет, по мере либерализации газовых рынков в Европе, активно продвигалась точка зрения о необходимости уходить от долгосрочных контрактов и по поставкам, и по транзиту. Такой метод по определению считался устаревшим. В этой точке зрения активно убеждали и Газпром. Теперь ровно эту же позицию вполне может использовать уже российская сторона в диалоге с европейцами. Компания вполне обоснованно может говорить о преимуществах модели краткосрочного бронирования мощностей на транзит. Как, например, сейчас происходит с польским участком маршрута «Ямал-Европа».

Инструмент принуждения со стороны Германии, который сейчас активно обсуждается, применительно к Газпрому только один — это ограничения на работу «Северного потока-2» (СП-2). Газопровод попадает под антимонопольные ограничения ЕС, и вывести его из-под них возможно только при согласии Берлина. Но логика, при которой власти Германии не будут давать работать собственному бизнесу, вложившемуся и в СП-2, и в сухопутную инфраструктуру, его продолжающую, довольно абсурдна. Ведь Берлин сам получает прямую выгоду от газопровода, становясь транзитером «голубого топлива» в центральную Европу и, возможно, на север Италии. А это дает стране и экономические, и политические дивиденды от контроля транзита газа. Зачем было начинать весь проект, если исходить из необходимости вечно держать трубу СП-2 полупустой?

Кроме того, если создать правовой инструмент по «экстренной остановке» газопровода в случае какие-то «неблаговидных» действий России, то нужно предусмотреть и механизмы компенсации крупного ущерба тем же немецким компаниям, которые газ с «Северного потока-2» будут включать в конкретные производственные цепочки и рассчитывать на его в своем каждодневном производстве.

В пользу сценария все-таки с выводом СП-2 из-под антимонопольного регулирования играет и процесс постепенного физического износа украинской ГТС. Если там начнутся аварии, то ЕС и ФРГ очень быстро откроют на полную мощность и «Северного потока-2», и Opal. Перспектив же крупных вложений в украинскую ГТС не просматривается - никакая компания не вложит свои деньги, если не будет гарантии крупномасштабной загрузки трубы. А ее как раз не будет, раз уж Россия и ее партнеры достроили обходные газопроводы («Северныйо поток», «Северный поток-2», Турецкий поток / Балканский поток).

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики