Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

С. Митрахович: Если на украинских ГТС начнутся аварии, то ФРГ сами откроют «Северный поток-2» на полную мощность

США и Германия договорились о реализации проекта «Северный поток-2». Условия оказались не так уж и просты. Берлин возьмет на себя обязательство добиться продления соглашения Москвы и Киева по транзиту газа еще на десять лет. Сделка также предусматривает создание фонда объемом не менее $1 млрд, администрируемого Германией,— средства пойдут на сокращение зависимости Украины от газа и декарбонизацию ее экономики. При этом США обязались не вводить против «Северного потока-2» новых санкций, а также, возможно, снять некоторые уже существующие.

О ситуации, которая складывается вокруг российского газопровода, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт ФНЭБ и финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Более десяти лет, по мере либерализации газовых рынков в Европе, активно продвигалась точка зрения о необходимости уходить от долгосрочных контрактов и по поставкам, и по транзиту. Такой метод по определению считался устаревшим. В этой точке зрения активно убеждали и Газпром. Теперь ровно эту же позицию вполне может использовать уже российская сторона в диалоге с европейцами. Компания вполне обоснованно может говорить о преимуществах модели краткосрочного бронирования мощностей на транзит. Как, например, сейчас происходит с польским участком маршрута «Ямал-Европа».

Инструмент принуждения со стороны Германии, который сейчас активно обсуждается, применительно к Газпрому только один — это ограничения на работу «Северного потока-2» (СП-2). Газопровод попадает под антимонопольные ограничения ЕС, и вывести его из-под них возможно только при согласии Берлина. Но логика, при которой власти Германии не будут давать работать собственному бизнесу, вложившемуся и в СП-2, и в сухопутную инфраструктуру, его продолжающую, довольно абсурдна. Ведь Берлин сам получает прямую выгоду от газопровода, становясь транзитером «голубого топлива» в центральную Европу и, возможно, на север Италии. А это дает стране и экономические, и политические дивиденды от контроля транзита газа. Зачем было начинать весь проект, если исходить из необходимости вечно держать трубу СП-2 полупустой?

Кроме того, если создать правовой инструмент по «экстренной остановке» газопровода в случае какие-то «неблаговидных» действий России, то нужно предусмотреть и механизмы компенсации крупного ущерба тем же немецким компаниям, которые газ с «Северного потока-2» будут включать в конкретные производственные цепочки и рассчитывать на его в своем каждодневном производстве.

В пользу сценария все-таки с выводом СП-2 из-под антимонопольного регулирования играет и процесс постепенного физического износа украинской ГТС. Если там начнутся аварии, то ЕС и ФРГ очень быстро откроют на полную мощность и «Северного потока-2», и Opal. Перспектив же крупных вложений в украинскую ГТС не просматривается - никакая компания не вложит свои деньги, если не будет гарантии крупномасштабной загрузки трубы. А ее как раз не будет, раз уж Россия и ее партнеры достроили обходные газопроводы («Северныйо поток», «Северный поток-2», Турецкий поток / Балканский поток).

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 23.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики