Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США могут использовать иранский газ в качестве рычага давления на Россию

США могут использовать иранский газ в качестве рычага давления на Россию

Освобождение от санкций и последующее развитие нефтегазовой индустрии Ирана означают увеличение иранского экспорта, который напрямую будет конкурировать с Россией, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Что дает Ирану трубопровод «Гуре – Джаск»

Иран официально открыл свой новый экспортный терминал стоимостью 2 миллиарда долларов, погрузив 300 тыс. баррелей на нефтяной танкер в районе порта Джаск на побережье Оманского моря.

По трубопроводу протяженностью в тысячу километров будут транспортировать тяжелую и среднюю нефть из Гуре (провинция Бушер) в Джаск (провинция Хормозган). Текущая пропускная способность трубопровода «Гуре – Джаск» составляет 300 тыс. баррелей в сутки, ожидается ее постепенное увеличение до 1 млн баррелей в сутки.

Новый терминал позволит Ирану направлять нефтяные танкеры в Аравийское море стороной от Ормузского пролива, который регулярно обходят военные корабли США, что периодически вызывает конфликты. 

 

С одной стороны, Иран с помощью нового терминала пытается обойти санкции Вашингтона на торговлю нефтью, с другой – как раз в эти дни идут переговоры сторон по снятию ограничительных мер и возобновлению ядерной сделки.

Возможные договоренности Тегерана с Вашингтоном вызывают напряжение у соседей в Израиле и Саудовской Аравии, от реакции которых также обезопасит поставки нефти новый терминал.

«Практика показала, что США могут вводить, менять, аннулировать санкции и вновь прибегать к ним, – объясняет Станислав Митрахович. – Рассчитывать на то, что с Вашингтоном можно договориться на какой-то долгосрочный период, Ирану, конечно, не приходится. Тегеран пытается добиться отмены санкций, но ожидать того, что это обязательно получится, нельзя».

Эксперт считает, что для страны лучше диверсифицировать экспорт. Тот факт, что часть поставок иранской нефти может идти вне Ормузского пролива, является скорее плюсом, поскольку через него проходит значительный мировой трафик нефти и СПГ.

«Я бы сказал, что возможные проблемы в этих водах скорее шанс для Ирана: при желании Тегеран может перекрыть пролив. Пока американцы соберутся ответить, до этого момента весь экспорт нефти, идущий через Ормузский пролив из монархий Персидского залива, будет заблокирован», – отметил Митрахович.

Политическая настройка санкций для Ирана

Иран нашел способы обходить санкции США, хотя и не очень эффективные, признает эксперт. Часть нефти шла контрабандным способом, часть нефти закупал Китай, в отдельных случаях отключались транспондеры у танкеров – все это не раз обсуждали в публичном пространстве. 

 

«Полноценному экспорту санкции все равно мешают. Переговоры на этот счет еще не завершились. Когда Джо Байден приходил к власти, его команда демонстрировала приверженность политике, противоположной действиям Дональда Трампа, – комментирует Митрахович. – В частности, для Трампа возможность придавить Иран была идеей фикс. Администрация Байдена с этой точки зрения дала понять, что у Тегерана появится возможность полноценно вернуться на мировой рынок со своей нефтью».

Той же линии придерживалась администрация Барака Обамы: в начале 2016 года санкции с Ирана были сняты, после чего иранский экспорт нефти вырос.

«Предположу, что частично мотивы демократической администрации Обамы по снятию санкций с Ирана были связаны с тем, чтобы продемонстрировать Европе, что есть альтернатива поставкам из России», – уточнил эксперт.

«Набукко» – возможный конкурент России

Речь идет в том числе о поставках природного газа, ведь Иран не только нефтяной игрок. Потенциально страна может стать очень крупным экспортером голубого топлива, что вполне возможно в перспективе. Если снимут санкции и в газовую отрасль Ирана пойдут инвестиции, для России это может стать большой проблемой.

«Нужно понимать, что Иран серьезный конкурент для России. В свое время планировалось строительство газопровода «Набукко» протяженностью 3300 км с начальной точкой в Иране. Однако он был реализован только в микроварианте, получившем название система TANAP – Трансанатолийский газопровод. По этому газопроводу энергоноситель идет из Азербайджана в Турцию, а потом в Грецию, Албанию и Италию.

TANAP сейчас – это маленький обрубок от того, что планировалось сделать в рамках «Набукко». Первая идея магистрального газопровода «Набукко» заключалась как раз в том, чтобы брать газ в Иране, а впоследствии в Туркмении и Азербайджане, и направлять его в страны Евросоюза, в особенности в Германию и Австрию», – рассказывает Митрахович.

Реализация проекта «Набукко» остановилась после того, как Иран попал под санкции США. В теории, если с Ирана снимут санкции, можно будет вернуться к этой идее.

«Возможно, Барак Обама выводил Иран из-под санкций, чтобы показать Европе то, что можно без страха и последствий остаться без газа ссориться с Россией. Это было как раз в тот период, когда после Крыма Вашингтон подбивал Брюссель усилить давление», – отмечает эксперт.

Затем к власти в Штатах пришли республиканцы, у которых было свое видение относительно Ирана.

Решение по санкциям даст виток новой конкуренции

«Сейчас возникает интрига в том, какую модель поведения выберет Байден. Будет ли он вести себя как анти-Трамп и говорить, что с Россией следует вести войну, а Иран выводить из-под санкций, или все-таки он не станет торопиться предпринимать что-то в этом отношении. Именно по этой причине сейчас зависли переговоры в Вене», – рассуждает Митрахович.

Иран уверен, что если санкции снимут, он сможет вывести на рынок дополнительно до 2 млн баррелей в сутки, хотя вполне возможно, что объем преувеличен.

Фундаментально Иран более уязвим к санкциям по сравнению с Россией, потому что не располагает таким же промышленным потенциалом и собственным комплексом по производству оборудования для нефтегаза.

Во многом поэтому Иран резко уронил производство – не только из-за санкций, в ходе которых многим странам просто запретили закупать иранскую нефть, чтобы не ссориться с США. Проблема еще в том, что Иран не способен создать достаточный объем оборудования.

Освобождение от санкций и последующее развитие нефтегазовой индустрии Ирана означают увеличение иранского экспорта, который напрямую будет конкурировать с Россией, подытожил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики