Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставили на «поток»: что меняет ввод нового трубопровода для России и Европы

Поставили на «поток»: что меняет ввод нового трубопровода для России и Европы

Аналитики оценили последствия запуска «СП-2»

Успешное завершение строительства газопровода «Северный поток – 2» позволит обеспечить Европе надежное энергоснабжение, а России — сократить издержки транзита. Этот крупный проект станет и важным шагом для европейских стран в достижении углеродной нейтральности, считают опрошенные «Известиями» эксперты. При этом запуск нового трубопровода не будет означать прекращения поставок газа в Европу по другим маршрутам. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн готов продлевать договор о транзите через территорию Украины после 2024 года и даже увеличить поставки. Это решение, по словам главы компании, будет зависеть от экономической целесообразности и состояния трубопровода в этой стране.

Только бизнес

«Газпром» всегда подходил к «Северному потоку – 2» как к экономическому проекту, подчеркнул 22 июля председатель правления компании Алексей Миллер.

— Его цель — обеспечить надежность, стабильность и диверсификацию поставок газа на рынок Евросоюза, а также снижение стоимости газа для конечных потребителей за счет более короткого транспортного маршрута — почти на 2 тыс. км меньше до территории Германии, чем через газотранспортную систему Украины, — отметил глава компании.

С определением «Северного потока – 2» как экономического проекта согласен и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

— Помимо того что расстояние до потребителей газа через «СП-2» короче, важно и то, кому платить за транзит. Компания-оператор в проекте «Северный поток – 2» газпромовская, и «Газпром» будет платить сам себе. В итоге деньги будут тратиться только на физическую прокачку. Если мы говорим, например, про Украину, то там «Газпром» платит по довольно высокому тарифу оператору ГТС Украины. Поэтому, конечно, для «Газпрома» «СП-2» выгоднее, — отметил в беседе с «Известиями» эксперт.

Без следа

Еще одна важная цель проекта — соблюдение всех необходимых современных экологических требований, добавил Алексей Миллер. По его словам, углеродный след «Северного потока – 2» в 5,6 раза ниже, в том числе за счет уменьшения количества компрессорных станций, чем у украинского маршрута.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Углеродный след — совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Парниковые газы, включая диоксид углерода (CO2) и метана (CH4), могут выбрасываться при расчистке земель, производстве и потреблении продуктов питания, топлива, производстве и использовании промышленных товаров, материалов, древесины, дорог, зданий, транспорта и различных услуг.

 

— Учитывая, что европейцы собираются вводить углеродный налог, становится важной возможность через «СП-2» поставлять газ с меньшим углеродным следом. Меньше расстояние, меньше трат энергии на транзит и меньше сжигания газа для работы газокомпрессорных станций — соответственно, остается и меньший углеродный след, — объяснил Игорь Юшков.

Стоит учесть и тот факт, оборудование газопровода более новое и энергоэффективное, нежели то, что используется при транзите через Украину: инфраструктуре газопровода Уренгой — Помары — Ужгород уже около 40 лет, добавил эксперт. Директор по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также заметил, что «Северный поток – 2» получился максимально экологичным с точки зрения доступных технологий.

— На всей морской протяженности газопровода нет компрессорных станций, и он, естественно, полностью герметичен во время работы. Это нулевые выбросы в период эксплуатации, — сказал «Известиям» эксперт.

Учитывая более короткий маршрут по суше от российских месторождений до Европы по сравнению с украинским коридором, а также новое, более эффективное оборудование, выбросы будут примерно вдвое ниже, чем при транспортировке в ЕС транзитом и примерно в четыре раза меньше, чем при поставках на европейские рынки американского СПГ, отметил Алексей Гривач.

На рыночных условиях

Эксперт также напомнил, что «старая Европа» в лице Германии, Нидерландов, Франции и Австрии не просто приняла российский газ по «СП-2», но и стояла у истоков этого проекта.

— Крупнейшие европейские энергетические компании, в том числе с заметным государственным участием вложили в него миллиарды евро. Правительства стран были вынуждены лавировать из-за противоборства со стороны США, чтобы усилить свои позиции на переговорах с Россией, но в итоге отстояли проект, — заключил Алексей Гривач.

Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов также напомнил, что «СП-2» строился уже в период действия жестких европейских экологических норм, с максимальной бережливостью к окружающей среде и с применением лучших технологий и подрядчиков.

При этом, отметил Алексей Миллер, «Газпром» всегда подчеркивал готовность к продолжению транзита газа через Украину, в том числе и после 2024 года. Такое решение будет приниматься исходя из экономической целесообразности и технического состояния газотранспортной системы страны, говорится в заявлении главы компании.

— Вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств «Газпром» готов даже увеличить объемы транзита через Украину, — считает Алексей Миллер.

Возможность выбора

«Газпром» старается максимизировать свою прибыль, поэтому, если компании будет выгодно, она сохранит транзит через Украину, отметил руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Эксперт считает, что в обозримом будущем европейский рынок останется для «Газпрома» ключевым.

— По планам концерна 75% экспорта должно приходиться на Европу, 25% — на Китай. Другое дело, что ввод «Северного потока – 2» дает «Газпрому» поле для маневра и существенно снижает риски. «Газпром» ведет себя как коммерческий глобальный игрок. Плюс в «СП-2» для компании и Европы один — нет рисков со стороны транзитных стран, нет непредсказуемости, — заявил эксперт.

У Украины есть шанс сохранить транзит и после 2024 года, если она будет конструктивно подходить к переговорам по тарифам на транзит, объяснил Игорь Юшков. «Газпром» действительно планирует оставить транзит через эту страну и после 2024-го в объеме 10–15 млрд куб. м в год, добавил аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

При этом, по мнению Игоря Юшкова, главным положительным моментом успешного завершения проекта «СП-2» выступает то, что Россия получит возможность выбора, по каким маршрутам доставлять газ в ЕС, так как на сегодня Украина остается безальтернативным транзитером отечественного топлива и без прокачки через нее РФ пока не может выполнить контрактные обязательства на поставки в Европу.

К слову, надежность газоснабжения для стран этого макрорегиона в итоге также повышается — теперь оно будет осуществляться вне зависимости от риторики стран-транзитеров, добавил аналитик. Для России и Европы «СП-2» означает исполнение контрактных обязательств по поставкам газа при более низких ценах и выбросах CO2, резюмировал Сергей Кауфман.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 26.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики