Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставили на «поток»: что меняет ввод нового трубопровода для России и Европы

Поставили на «поток»: что меняет ввод нового трубопровода для России и Европы

Аналитики оценили последствия запуска «СП-2»

Успешное завершение строительства газопровода «Северный поток – 2» позволит обеспечить Европе надежное энергоснабжение, а России — сократить издержки транзита. Этот крупный проект станет и важным шагом для европейских стран в достижении углеродной нейтральности, считают опрошенные «Известиями» эксперты. При этом запуск нового трубопровода не будет означать прекращения поставок газа в Европу по другим маршрутам. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн готов продлевать договор о транзите через территорию Украины после 2024 года и даже увеличить поставки. Это решение, по словам главы компании, будет зависеть от экономической целесообразности и состояния трубопровода в этой стране.

Только бизнес

«Газпром» всегда подходил к «Северному потоку – 2» как к экономическому проекту, подчеркнул 22 июля председатель правления компании Алексей Миллер.

— Его цель — обеспечить надежность, стабильность и диверсификацию поставок газа на рынок Евросоюза, а также снижение стоимости газа для конечных потребителей за счет более короткого транспортного маршрута — почти на 2 тыс. км меньше до территории Германии, чем через газотранспортную систему Украины, — отметил глава компании.

С определением «Северного потока – 2» как экономического проекта согласен и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

— Помимо того что расстояние до потребителей газа через «СП-2» короче, важно и то, кому платить за транзит. Компания-оператор в проекте «Северный поток – 2» газпромовская, и «Газпром» будет платить сам себе. В итоге деньги будут тратиться только на физическую прокачку. Если мы говорим, например, про Украину, то там «Газпром» платит по довольно высокому тарифу оператору ГТС Украины. Поэтому, конечно, для «Газпрома» «СП-2» выгоднее, — отметил в беседе с «Известиями» эксперт.

Без следа

Еще одна важная цель проекта — соблюдение всех необходимых современных экологических требований, добавил Алексей Миллер. По его словам, углеродный след «Северного потока – 2» в 5,6 раза ниже, в том числе за счет уменьшения количества компрессорных станций, чем у украинского маршрута.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Углеродный след — совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Парниковые газы, включая диоксид углерода (CO2) и метана (CH4), могут выбрасываться при расчистке земель, производстве и потреблении продуктов питания, топлива, производстве и использовании промышленных товаров, материалов, древесины, дорог, зданий, транспорта и различных услуг.

 

— Учитывая, что европейцы собираются вводить углеродный налог, становится важной возможность через «СП-2» поставлять газ с меньшим углеродным следом. Меньше расстояние, меньше трат энергии на транзит и меньше сжигания газа для работы газокомпрессорных станций — соответственно, остается и меньший углеродный след, — объяснил Игорь Юшков.

Стоит учесть и тот факт, оборудование газопровода более новое и энергоэффективное, нежели то, что используется при транзите через Украину: инфраструктуре газопровода Уренгой — Помары — Ужгород уже около 40 лет, добавил эксперт. Директор по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также заметил, что «Северный поток – 2» получился максимально экологичным с точки зрения доступных технологий.

— На всей морской протяженности газопровода нет компрессорных станций, и он, естественно, полностью герметичен во время работы. Это нулевые выбросы в период эксплуатации, — сказал «Известиям» эксперт.

Учитывая более короткий маршрут по суше от российских месторождений до Европы по сравнению с украинским коридором, а также новое, более эффективное оборудование, выбросы будут примерно вдвое ниже, чем при транспортировке в ЕС транзитом и примерно в четыре раза меньше, чем при поставках на европейские рынки американского СПГ, отметил Алексей Гривач.

На рыночных условиях

Эксперт также напомнил, что «старая Европа» в лице Германии, Нидерландов, Франции и Австрии не просто приняла российский газ по «СП-2», но и стояла у истоков этого проекта.

— Крупнейшие европейские энергетические компании, в том числе с заметным государственным участием вложили в него миллиарды евро. Правительства стран были вынуждены лавировать из-за противоборства со стороны США, чтобы усилить свои позиции на переговорах с Россией, но в итоге отстояли проект, — заключил Алексей Гривач.

Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов также напомнил, что «СП-2» строился уже в период действия жестких европейских экологических норм, с максимальной бережливостью к окружающей среде и с применением лучших технологий и подрядчиков.

При этом, отметил Алексей Миллер, «Газпром» всегда подчеркивал готовность к продолжению транзита газа через Украину, в том числе и после 2024 года. Такое решение будет приниматься исходя из экономической целесообразности и технического состояния газотранспортной системы страны, говорится в заявлении главы компании.

— Вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств «Газпром» готов даже увеличить объемы транзита через Украину, — считает Алексей Миллер.

Возможность выбора

«Газпром» старается максимизировать свою прибыль, поэтому, если компании будет выгодно, она сохранит транзит через Украину, отметил руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Эксперт считает, что в обозримом будущем европейский рынок останется для «Газпрома» ключевым.

— По планам концерна 75% экспорта должно приходиться на Европу, 25% — на Китай. Другое дело, что ввод «Северного потока – 2» дает «Газпрому» поле для маневра и существенно снижает риски. «Газпром» ведет себя как коммерческий глобальный игрок. Плюс в «СП-2» для компании и Европы один — нет рисков со стороны транзитных стран, нет непредсказуемости, — заявил эксперт.

У Украины есть шанс сохранить транзит и после 2024 года, если она будет конструктивно подходить к переговорам по тарифам на транзит, объяснил Игорь Юшков. «Газпром» действительно планирует оставить транзит через эту страну и после 2024-го в объеме 10–15 млрд куб. м в год, добавил аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

При этом, по мнению Игоря Юшкова, главным положительным моментом успешного завершения проекта «СП-2» выступает то, что Россия получит возможность выбора, по каким маршрутам доставлять газ в ЕС, так как на сегодня Украина остается безальтернативным транзитером отечественного топлива и без прокачки через нее РФ пока не может выполнить контрактные обязательства на поставки в Европу.

К слову, надежность газоснабжения для стран этого макрорегиона в итоге также повышается — теперь оно будет осуществляться вне зависимости от риторики стран-транзитеров, добавил аналитик. Для России и Европы «СП-2» означает исполнение контрактных обязательств по поставкам газа при более низких ценах и выбросах CO2, резюмировал Сергей Кауфман.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 26.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики