Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина, Молдавия, Венгрия и Польша заявили о намерении приступить к развитию рынка газа в Европе. Соответствующий меморандум о трансрегиональном сотрудничестве по формированию интегрированного рынка газа Южно-Восточной и Восточной Европы (SEEGAS) подписали операторы ГТС перечисленных стран. Каковы перспективы у возможной альтернативы западному газовому рынку Евросоюза, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».

Альтернативная газовая история

Меморандум направлен на создание условий для конкурентного ликвидного рынка SEEGAS и предполагает поставки природного газа на недискриминационной основе и равных условиях, согласно законодательству Евросоюза, отмечают в пресс-службе секретариата европейского энергосообщества.

Очевидно, что речь идет о некой долгоиграющей альтернативной истории, направление развития которой непонятно.  

«Хорошо известно, что в Европе имеется достаточно сильная оппозиция как в лице Германии, так и в виде газопровода «Северный поток – 2». На этой волне и появляются абстрактные идеи о создании противовеса Берлину и российскому газу.

Однако, судя по общим настроениям, эта инициатива может получить поддержку Еврокомиссии, в которой нацелены на то, чтобы как можно больше диверсифицировать поставщиков газа», – отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Таким образом, у авторов проекта есть определенная надежда на получение политической поддержки от Брюсселя, считает эксперт.

Что касается практической реализации проекта, то здесь вопросов гораздо больше, учитывая планы Евросоюза по уходу от традиционных энергоносителей для уменьшения углеродного следа в рамках зеленой повестки.

Меморандум или пиар-ход

Перспектив у SEEGAS практически нет в силу вполне определенных причин, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.

«У всех стран SEEGAS существуют собственные экономические и политические интересы, – объясняет Вячеслав Мищенко. – К примеру, Варшава реализует собственную энергетическую стратегию, направленную на то, чтобы сделать из Польши газовый хаб и замкнуть на нее поставки в Западную Европу, а также добывать и транспортировать газ из Северного моря через Балтику посредством Baltic Pipe».  

Безусловно, Польшу откровенно злит российский газопровод «Северный поток – 2», в особенности тем, что на фоне финального этапа его строительства Дания вводила ограничения на строительство трубопровода Baltic Pipe, в котором так сильно заинтересована Варшава.

Формально датские власти отозвали разрешение на работу оператора Baltic Pipe – компании Saipem, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия влияния польского газопровода на лесных и летучих мышей.

Задержка в строительстве Baltic Pipe грозит Польше тем, что она не успеет обеспечить себя норвежским газом и ей придется продлевать истекающий 1 октября 2022 года контракт с «Газпромом». Для Варшавы это как минимум болезненно.

Что касается Украины, рассуждает Мищенко, то она находится в крайне сложном положении, поскольку непонятно, что будет с транзитом российского газа через территорию этой страны после 2024 года.

«Венгрия и Молдавия не имеют определенного веса и зажаты между различными центрами силы. Более того, Будапешт и Кишинев не имеют собственных энергетических источников и полностью зависят от импорта. Одновременно с этим ни Молдавия, ни Украина в Евросоюз не входят.

С другой стороны, Венгрия и Польша не совсем суверенны в энергетическом плане, поскольку они как раз являются членами ЕС. Таким образом, всерьез говорить о каком-то восточно-европейском блоке не приходится», – подчеркнул эксперт.

Вячеслав Мищенко также не видит ресурсов для создания альтернативного восточно-европейского рынка: у заявленных стран по большому счету нет собственной серьезной добычи. Если представить, что украинский транзит в силу разных причин обнулится после завершения контракта с «Газпромом», то смысл проекта совершенно не понятен, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 25.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики