Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина, Молдавия, Венгрия и Польша заявили о намерении приступить к развитию рынка газа в Европе. Соответствующий меморандум о трансрегиональном сотрудничестве по формированию интегрированного рынка газа Южно-Восточной и Восточной Европы (SEEGAS) подписали операторы ГТС перечисленных стран. Каковы перспективы у возможной альтернативы западному газовому рынку Евросоюза, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».

Альтернативная газовая история

Меморандум направлен на создание условий для конкурентного ликвидного рынка SEEGAS и предполагает поставки природного газа на недискриминационной основе и равных условиях, согласно законодательству Евросоюза, отмечают в пресс-службе секретариата европейского энергосообщества.

Очевидно, что речь идет о некой долгоиграющей альтернативной истории, направление развития которой непонятно.  

«Хорошо известно, что в Европе имеется достаточно сильная оппозиция как в лице Германии, так и в виде газопровода «Северный поток – 2». На этой волне и появляются абстрактные идеи о создании противовеса Берлину и российскому газу.

Однако, судя по общим настроениям, эта инициатива может получить поддержку Еврокомиссии, в которой нацелены на то, чтобы как можно больше диверсифицировать поставщиков газа», – отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Таким образом, у авторов проекта есть определенная надежда на получение политической поддержки от Брюсселя, считает эксперт.

Что касается практической реализации проекта, то здесь вопросов гораздо больше, учитывая планы Евросоюза по уходу от традиционных энергоносителей для уменьшения углеродного следа в рамках зеленой повестки.

Меморандум или пиар-ход

Перспектив у SEEGAS практически нет в силу вполне определенных причин, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.

«У всех стран SEEGAS существуют собственные экономические и политические интересы, – объясняет Вячеслав Мищенко. – К примеру, Варшава реализует собственную энергетическую стратегию, направленную на то, чтобы сделать из Польши газовый хаб и замкнуть на нее поставки в Западную Европу, а также добывать и транспортировать газ из Северного моря через Балтику посредством Baltic Pipe».  

Безусловно, Польшу откровенно злит российский газопровод «Северный поток – 2», в особенности тем, что на фоне финального этапа его строительства Дания вводила ограничения на строительство трубопровода Baltic Pipe, в котором так сильно заинтересована Варшава.

Формально датские власти отозвали разрешение на работу оператора Baltic Pipe – компании Saipem, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия влияния польского газопровода на лесных и летучих мышей.

Задержка в строительстве Baltic Pipe грозит Польше тем, что она не успеет обеспечить себя норвежским газом и ей придется продлевать истекающий 1 октября 2022 года контракт с «Газпромом». Для Варшавы это как минимум болезненно.

Что касается Украины, рассуждает Мищенко, то она находится в крайне сложном положении, поскольку непонятно, что будет с транзитом российского газа через территорию этой страны после 2024 года.

«Венгрия и Молдавия не имеют определенного веса и зажаты между различными центрами силы. Более того, Будапешт и Кишинев не имеют собственных энергетических источников и полностью зависят от импорта. Одновременно с этим ни Молдавия, ни Украина в Евросоюз не входят.

С другой стороны, Венгрия и Польша не совсем суверенны в энергетическом плане, поскольку они как раз являются членами ЕС. Таким образом, всерьез говорить о каком-то восточно-европейском блоке не приходится», – подчеркнул эксперт.

Вячеслав Мищенко также не видит ресурсов для создания альтернативного восточно-европейского рынка: у заявленных стран по большому счету нет собственной серьезной добычи. Если представить, что украинский транзит в силу разных причин обнулится после завершения контракта с «Газпромом», то смысл проекта совершенно не понятен, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 25.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики