Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа хочет миллиард от России. Деньги пойдут на передел мирового рынка

Европа хочет миллиард от России. Деньги пойдут на передел мирового рынка

Евросоюз требует от российских производителей углеродный налог. Пока он оценивается приблизительно в миллиард евро с небольшим. Довольно скоро список тех, с кого ЕС хочет получать подати, расширят: на очереди пассажирские авиакомпании. Эксперты уверены, что это не имеет отношения к борьбе за чистое небо — идет откровенный передел мирового рынка.

Российские поставщики железа, стали, алюминия и удобрений будут платить углеродный налог Евросоюзу. Размер выплат составит 16% от стоимости продукта. В прошлом году Россия поставила в Европу железа, азотных удобрений, стали, электроэнергии и алюминия почти на семь миллиардов евро, то есть налог будет свыше миллиарда евро.

Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов. Инициаторы надеются снизить их уровень к 2030 году более чем на 50% относительно уровней 1990 года. Считается, что дополнительные издержки побудят производителей уменьшать вредные выбросы. Позже список товаров, подлежащих новому налогообложению, будет расширен.

Туда также попадут нефтепродукты и неэкологичные виды авиатоплива. При этом оплату будут требовать лишь с пассажирских рейсов в пределах ЕС, дабы подтолкнуть компании к использованию более экологичных видов топлива. А вот грузовые перевозки и бизнес-перелеты не тронут. В полную силу налог заработает с 2035 года.

Экономическая история

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил «360», что трансграничный углеродный налог — элемент глобального климатического соглашения. Все подписавшие согласны бороться с глобальным изменением климата и сократить выбросы, чтобы удержать глобальное потепление планеты в определенных показателях.

Те, кто подписал и ратифицировал это соглашение, автоматически должны ратифицировать и следующие документы. Вот только, по словам Игоря Юшкова, дальше началась более экономическая история и изменение системы глобальной торговли. И все меньше была видна какая-то связь с климатом и окружающей средой.

«Европейцы сказали: „Да, есть глобальное климатическое соглашение, но оно довольно общее — нет каких-то обязательств для стран. Мы, конечно, сами собираемся сокращать свои выбросы. Но мы видим, что другие страны не очень-то дисциплинированны. Нам нужно помочь им поднять дисциплину“», — рассказал Юшков.

Углеродный след

В итоге все это вылилось в углеродный налог: если какой-то товар произведен в другой стране, нужно посчитать его углеродный след — сколько было выбросов парниковых газов, когда его производили. Игорь Юшков привел в пример обычный китайский свитер: станки работали на электричестве, которое поступало с угольной электростанции.

«При сжигании угля образовывалось определенное количество парниковых газов. Поэтому, если вы хотите продать этот товар в Европу, вы должны заплатить в соответствии с размером углеродного следа углеродный налог. Эти деньги европейцы вроде бы пустят на какие-то благие дела: борьбу с потеплением и изменением климата», — сказал эксперт.

В июле этого года была опубликована инструкция. Она пока достаточно мягкая, отметил Юшков, и там есть всего несколько отраслей, с чьих товаров берут тот самый углеродный налог. Но все идет к тому, что постепенно количество отраслей будет увеличено, а сами выплаты вырастут.

Переделать рынок

Юшков выразил уверенность, что причина у этих инициатив одна — изменить расклад в международной торговле. Развивающиеся страны используют ископаемые источники энергии: газ, нефть, уголь. Например, Китай активно использует уголь, это дешевый вид энергии, что ведет к низкой себестоимости товара. 

«И европейцы не могут конкурировать с китайской экономикой, у которой товары выходят дешевле. В Европе же, наоборот, очень много возобновляемых источников энергии, а это дорогая энергия. Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог», — пояснил эксперт.

В свою очередь, товары, произведенные на возобновляемых источниках энергии, что раньше было обременением, не будут облагаться налогом. То есть все повернется с ног на голову, сказал Юшков: европейцы будут выпускать выгодные по себестоимости товары, а импорт из других стран станет нерентабельным из-за больших выплат. Таким образом и поменяется система глобальной торговли.

Пока для России этот один миллиард — деньги небольшие, и лишь несколько отраслей попадают под эту категорию, отметил Юшков. Но постепенно эта сумма будет расти. И руководство страны сейчас задумалось о создании своей системы подсчета углеродного следа на базе международных методик.

«Это даст возможность взимать углеродный налог внутри страны, чтобы эти деньги не уходили в Европу и экономика страны не страдала. Полученные средства можно будет дать производителям в качестве субсидий. Сейчас идет разработка механизмов и согласования, чтобы ЕС не брала второй раз налог с наших товаров», — заключил Юшков.

Работать без перекосов

Магистр экологии и природопользования Александр Кукса рассказал «360», что снизить выбросы поможет не столько введение налогов, сколько увеличение эффективности сжигания и очистки выбрасываемых в атмосферу газов. То есть необходимо не стегать кнутом поставщиков, а увеличивать КПД и производительность переработки.

«Это позволит снизить выбросы даже больше, чем вдвое. Хотя дополнительные издержки для производителей и авиакомпаний также могут сработать. Главное, чтобы не было псевдоэкозаботы, как, например с электроавтомобилями. Да, они не загрязняют воздух, но для зарядки все равно используют электричество, которое получается при сжигании невосстановимых природных ресурсов», — сказал Кукса.

Эколог также отметил, что перекосы бывают и в другую строну. В этом году в США, где активно пропагандируют зеленую энергию, во время сильных морозов генераторы вышли из строя и начался энергетический кризис. Так что план с углеродным налогом может помочь улучшить окружающую среду только при должном использовании. 

«Это не должно быть скрытым видом санкций или попыток получения прибыли от нашей страны просто за то, что Россия — это Россия. А если полученный от нас миллиард они пустят на развитие и модернизацию своей же энергетической сети, на увеличение эффективности, то, конечно, это поможет», — подытожил Кукса.

Источник: «360», 26.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики