Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заявление ФРГ и США не сохранит российский транзит газа через Украину

Заявление ФРГ и США не сохранит российский транзит газа через Украину

Заявление США и ФРГ по Украине и ее энергетике является политической риторикой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

США и ФРГ сделали совместное заявление

США и ФРГ опубликовали совместное заявление по поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и климатическим целям, ставшее главной темой политической дискуссии в Москве, Берлине и Киеве.

Было дано много комментариев, но создалось впечатление, что их авторы читали документ сквозь пальцы.

Заявление носит антироссийский характер и дает Украине массу дивидендов, вопрос лишь в его ценности, насколько правительства США и ФРГ готовы его выполнять, будет ли оно основой их действий или превратится в памятник политической демагогии.

США и ФРГ обязуются поддержать энергетическую безопасность Украины и стран Центральной и Восточной Европы. Эти государства планируется включить в западные проекты для снижения их совокупного спроса на российские энергоресурсы.

Немцы и американцы создадут «зеленый фонд» для Украины, задачей которого станет осуществление энергоперехода. США постараются обеспечить финансирование фонда в 1 млрд долларов, а ФРГ пообещала внести в него 175 млн долларов.

Берлин и Вашингтон окажут Украине техническую помощь, а ФРГ инвестирует 70 млн долларов в украинские энергопроекты. Германия обязуется создать условия для реверса газа на Украину, пусть и сегодня немцы не связаны с этими махинациями.

На словах это громко выглядит, но возникает вопрос: а будут ли ФРГ и США так действовать, или это декларации о намерениях?

«Зеленые» проблемы не связаны с этим заявлением

«Украина – это больше проблема ЕС, чем США, и этим обусловлена американская позиция по данным договоренностям. Что касается «зеленого» тренда, то он не нацелен непосредственно на Россию, пусть и мы можем пострадать от него сильнее остальных. Наша страна выступает главным поставщиком углеродоемких продуктов на европейский рынок», – констатирует Перов.

Китай в данном списке находится на втором месте, а Россия – на первом, и может пострадать от «зеленой» повестки больше остальных.

«Это общеевропейский тренд, здесь нет скрытых заговоров против РФ. Украину хотят затащить в «зеленое» направление и сделать ее союзницей ЕС. Возможно, с этим связана озвученная в заявлении риторика», – заключает Перов.

В стратегии нацбезопасности РФ, вышедшей несколько недель назад, написано, что изменение климата является угрозой, но «зеленая» повестка охарактеризована там в качестве инструмента конкурентной борьбы и вытеснения Москвы с мирового рынка.

«Только Россия низкоуглеродную повестку также признает и пытается играть по этим правилам, так что не надо удивляться тому, что мы можем понести убытки и что данные вопросы вписаны в заявление по Украине», – резюмирует Перов.

Обязательства Германии вызывают вопросы

В заявлении немцы берут на себя обязательства работать с РФ по продлению соглашения по транзиту газа через Украину 2019 года еще на десять лет, начать такие переговоры до 1 сентября и вложить средства в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС).

Кроме невыгодности для «Газпрома» украинского транзита, проблемой является выход ГТС Украины за предельные сроки эксплуатации. Это в будущем может привести к проблемам, а для обеспечения транзита до 2034 года в газопровод надо вкладывать деньги.

«Обещания, данные немецкой стороной, не подкреплены решениями, за которыми стоят финансовые вложения, – это декларации о намерения. Что получится в итоге, мы не знаем», – констатирует Перов.

В ЕС природный газ признан вредным и опасным энергоносителем, а Украина давно предлагала европейским компаниям провести совместные действия по модернизации украинской ГТС, но за десять лет ничего в данном направлении сделано не было.

«Почему сейчас должно что-то измениться? До этого Европа изображала глубоко озабоченный вид, говорила о необходимости сохранения транзита через украинскую территорию, но значимых шагов не делала», – заключает Перов.

Есть только политические заявления, как и в этом документе, об использовании Россией энергетики как оружия.

«Сегодня вряд ли в этой политике что-то изменится, тем более Ангела Меркель уходит, а ее администрация является «хромой уткой». Меркель немного осталось на посту канцлера ФРГ, она будет оставаться в Берлине до осени», – резюмирует Перов.

Дальше в ФРГ будет сформировано новое правительство, которое обновит германскую позицию по энергетическим вопросам.

«Меркель может раздавать любые обещания, но скоро она ни за что отвечать не будет. Если ничего не было сделано по модернизации украинской ГТС, то почему это должно случиться сейчас? Все это надо воспринимать как политические декларации, они не несут с собой обязательств, пусть и не стоит их игнорировать», – констатирует Перов.

Заявление не является обязательным

Непонятен статус заявления: Меркель и Байден друг другу что-то пообещали, но озвученные позиции ничем не гарантированы, а формулировки оторваны от реальности (например использование энергетической темы в качестве оружия против Украины).

РФ и Украина продолжают сотрудничать по электричеству, сжиженным углеводородным газам, углю и другим видам энергоресурсов, а «Северный поток – 2», как утверждают сами немцы, является коммерческим проектом, поэтому данная риторика ни на чем не основана.

Непонятно, какое отношение к энергетической теме имеют «нормандский формат» и конфликт на юго-востоке Украины.

«Санкции за обострение ситуации в Донбассе на Западе могут придумать, но модернизация украинской ГТС и развитие энергопроектов на Украине являются чистыми политическими декларациями», – заключает Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики