Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист Юшков объяснил, как экспортный трюк Минэнерго повлияет на цену бензина

Экономист Юшков объяснил, как экспортный трюк Минэнерго повлияет на цену бензина

Минэнерго РФ использует экспортный «козырь» как инструмент воздействия на нефтяные компании, однако запрет на продажу бензина за рубеж вряд ли введут. Такую точку зрения в интервью «ПолитРоссии» высказал экономист Игорь Юшков.

Недавно заместитель Министерства энергетики России Павел Сорокин заявил, что допускает введение временного запрета на экспорт бензина. Однако решение будет приниматься в зависимости от ситуации: ведомство ежедневно отслеживает динамику объемов топлива и цен на бирже.

Стоит напомнить, что в правительстве задумались о такой мере на прошлой неделе. Поводом послужило значительное подорожание бензина: стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже побила исторические рекорды, достигнув максимума. По состоянию на 21 июля бензин марки Аи-95 стоил 59,85 тыс. рублей за тонну.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что Минэнерго использует экспортную тему как инструмент воздействия на нефтяные компании.

 

«Думаю, что мы наблюдаем определенную стадию торга», – заметил экономист в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии».

 

Предупреждая о возможном запрете на экспорт бензина, Минэнерго РФ ставит предприятия нефтяного комплекса перед выбором: либо они добровольно насытят внутренний рынок, направляя больше топлива на биржу и не провоцируя скачков цен, либо они просто лишатся возможности поставлять свою продукцию за рубеж. Игорь Юшков подчеркнул: несмотря на то, что речь идет о ситуации на товарно-сырьевой бирже, которая не влияет на розничную стоимость топлива, ценовые рекорды никого не радуют.

 

«Крупные нефтяные компании в основном продают топливо своим же дочерним структурам, занимающимся розничной торговлей, – объясняет Юшков. – То есть большая часть реализуемого в России топлива не поступает на биржу, а идет напрямую от нефтеперерабатывающих заводов к их собственным сбытовым сетям. То есть речь идет о вертикально интегрированных компаниях, которые сами добывают нефть, перерабатывают и продают нефтепродукты. Но есть и так называемые независимые сети АЗС, которые не имеют своей переработки. Они покупают топливо на бирже, и именно они сталкиваются с проблемами».

 

Экономист отмечает: таких автозаправок больше, чем АЗС, принадлежащих компаниям «с полным циклом», однако топлива они продают меньше. Поэтому говорить о повсеместном подорожании бензина в рознице (как это было, например, весной) сейчас не приходится. Цены растут на оптовом рынке, но тем не менее это тоже нервирует людей. К тому же, если проблему не решить, пострадают «независимые» автозаправки.

Дело в том, что автозаправочные станции, которые приобретают дорогое топливо на бирже, оказались перед непростой дилеммой. Они вынуждены либо повышать цены, либо нести финансовые потери. Если «независимые» АЗС будут брать дороже за свой бензин, автомобилисты просто «переедут» на соседнюю заправку, принадлежащую вертикально интегрированной компании. Чтобы не потерять клиентов, таким автозаправкам приходится нести убытки.

 

«Но если это будет продолжаться слишком долго, "независимые" АЗС закроются, – предупреждает Игорь Юшков. – Именно об этом Минэнерго говорит: направляйте больше топлива на биржу, чтобы "независимые" (автозаправки – прим.ред) не страдали. Думаю, что это (заявление о возможном временном запрете на экспорт бензина – прим. ред.) – просто рычаг давления на нефтяные компании и вряд ли мы увидим применение этого инструмента на практике».

 

Продавать нефть и нефтепродукты за рубеж сегодня выгодно: после кризиса прошлого года цены на черное золото вновь достигли высоких показателей на мировом рынке. Американские аналитики, которых опросили журналисты издания CNBC, дают чрезвычайно оптимистичные прогнозы: ожидается, что в отчетных документах за второй квартал международные нефтяные компании покажут значительную прибыль. Российские топливные гиганты – не исключение.

 

«Уже на протяжении нескольких месяцев цена на нефть держится выше 70 долларов за баррель. Плюс наша страна в рамках ОПЕК+ ежемесячно повышает объем добычи, – заметил Юшков. – Получается, мы и добываем больше, и продаем дорого. Но во многом из-за того, что цены на внешнем рынке высокие, возникает проблема на внутреннем рынке: нефтяным компаниям хочется экспортировать и продавать дороже за рубеж».

 

Однако в России, напомнил собеседник издания, действует демпфирующий механизм, который позволяет сдерживать рост цен на внутреннем рынке. Чтобы нефтяные компании не поднимали стоимость бензина внутри страны до экспортных показателей, разницу компенсирует государство.

 

«В мае демпфер был скорректирован и нефтяные компании стали получать больше, поэтому в целом этот механизм работает», – подчеркнул спикер «ПолитРоссии».

 

Эксперт добавил, что существует еще ряд инструментов, которые может использовать государство, чтобы снизить цены на топливо или сдержать их рост.

 

«Например, уменьшить акциз. Ведь акциз – это, по сути, прямой сбор с потребителя, который они платят на АЗС», – указал экономист.

 

Ранее Игорь Юшков объяснил востребованность российского угля в европейских странах.

Автор: Анна Ильинская

Источник: ПолитРоссия, 27.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики