Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин попал в «идеальный шторм»

Бензин попал в «идеальный шторм»

Позволят ли ограничения урегулировать цены на топливо

«Ход эффектный, но не эффективный», — так аналитики и бизнес оценили перспективы запрета на экспорт бензина. На фоне рекордного роста оптовой стоимости топлива Минэнерго пригрозило введением ограничений уже на этой неделе. Правда, подобные предупреждения звучали и раньше, но решений в итоге принято не было. Независимые игроки рынка говорят, что запреты вряд ли позволят снизить внутренние цены, а, по мнению аналитиков, власти вряд ли всерьез будут бороться с топливной инфляцией, ведь государство — ее главный бенефициар. Подробности — у Григория Колганова. 

На топливном рынке идеальный шторм: внутренний туризм взвинтил спрос на бензин, и в разгар этого сезона на плановый ремонт ушло больше нефтеперерабатывающих заводов, чем обычно. Но рядовой потребитель мог ничего и не заметить: по данным Росстата, с начала 2021 года цены на заправках выросли на 4,4%, то есть имеют все шансы уложиться в инфляцию. Власти добиваются этого с 2018 года — тогда было подписано знаменитое соглашение с нефтяниками.

Но оптовый рынок бензина этих договоренностей будто не видел, удивляется президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Оптовые цены выросли существенно выше розничных. В общем виде дефицита нет, но диспаритет, который сейчас сложился, таков, что оптовые цены в некоторых регионах просто выше розничных, а в целом ряде регионов вынуждены независимые сети поднимать розничные цены существенно выше инфляции, потому что оптовые цены их давят».

Теперь власти грозят нефтяникам: если ситуация не изменится, запретят продавать топливо за рубеж. Поможет ли это снизить внутренние цены? Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов сомневается, что не те объемы попадут на российский рынок: «У нас где-то порядка 10% от общего произведенного объема — это то, что уходит на экспорт, если мы говорим с вами про бензин.

10% — не та величина, которая позволит каким-то чрезвычайным образом насытить рынок так, что цена начнет сбиваться».

По данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году российские производители продали за границу чуть менее 6 млн т бензина, заработав на этом $2,2 млрд. Насколько серьезный удар по нефтяникам нанесет запрет на экспорт? Практически никакого, подсчитал гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: «Из России экспортируется порядка 7 тыс. т в сутки, но это включая нетоварный бензин, а объем экспорта товарного бензина, «Евро-5», который можно продавать на внутреннем рынке, он, соответственно, еще меньше. Как мне кажется, экспорт прямогонного бензина никто закрывать не будет, экспорт товарного бензина крайне незначительный, больших проблем не принесет».

Для стабилизации внутренних цен на топливо чиновники еще в 2019-м придумали так называемый демпфер. Но на практике этот механизм работает так, что производителям выгодно держать отпускные цены на пределе и получать доход, недостижимый в рыночных условиях, поясняет Михаил Турукалов: «Почему не работает демпфер? Потому что он просто настроен так, что нефтяные компании сейчас могут разогнать цену внутреннюю 92-ого бензина примерно до уровня там 57,500, и еще получают порядка 16 тыс. демпфера. Нефтяные компании могут получать, соответственно, на внутреннем рынке сверхприбыль и при этом получать выплаты по демпферу».

Интересно, что об угрозах запрета на экспорт, СМИ писали и в апреле, и в мае, и в июле 2021 года. Почему же жестких мер в итоге не последовало? Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что чиновники хорошо понимают неэффективность подобных ограничений, да и всерьез бороться с ростом цен на бензин им мешает бюджетная заинтересованность: «Угроза запретить экспорт — это стрельба из пушки по воробьям, но правительство не может не следить за ситуацией с ценами. Мы тоже понимаем, что у нас будет в сентябре, тем более что избиратель любит: государство стукнуло кулаком по столу, жирных котов-нефтяников призвало к ответу. Это позволяет убрать из фокуса внимания другую тему: а сколько в бензине доля акцизов и налогов? Порядка 70%. Кто зарабатывает-то в основном на росте цен? Зарабатывает бюджет».

Впрочем, даже словесные угрозы привели к тому, что биржевые цены на бензин на время опустились на 1%. Правда, по мнению аналитиков, чтобы спасти независимые АЗС, стоимость должна упасть на 6,5%, так что властям, возможно, придется действовать по принципу «пчелы против меда».

Автор: Анна Никитина

Источник: Коммерсантъ FM, 28.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики