Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин попал в «идеальный шторм»

Бензин попал в «идеальный шторм»

Позволят ли ограничения урегулировать цены на топливо

«Ход эффектный, но не эффективный», — так аналитики и бизнес оценили перспективы запрета на экспорт бензина. На фоне рекордного роста оптовой стоимости топлива Минэнерго пригрозило введением ограничений уже на этой неделе. Правда, подобные предупреждения звучали и раньше, но решений в итоге принято не было. Независимые игроки рынка говорят, что запреты вряд ли позволят снизить внутренние цены, а, по мнению аналитиков, власти вряд ли всерьез будут бороться с топливной инфляцией, ведь государство — ее главный бенефициар. Подробности — у Григория Колганова. 

На топливном рынке идеальный шторм: внутренний туризм взвинтил спрос на бензин, и в разгар этого сезона на плановый ремонт ушло больше нефтеперерабатывающих заводов, чем обычно. Но рядовой потребитель мог ничего и не заметить: по данным Росстата, с начала 2021 года цены на заправках выросли на 4,4%, то есть имеют все шансы уложиться в инфляцию. Власти добиваются этого с 2018 года — тогда было подписано знаменитое соглашение с нефтяниками.

Но оптовый рынок бензина этих договоренностей будто не видел, удивляется президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Оптовые цены выросли существенно выше розничных. В общем виде дефицита нет, но диспаритет, который сейчас сложился, таков, что оптовые цены в некоторых регионах просто выше розничных, а в целом ряде регионов вынуждены независимые сети поднимать розничные цены существенно выше инфляции, потому что оптовые цены их давят».

Теперь власти грозят нефтяникам: если ситуация не изменится, запретят продавать топливо за рубеж. Поможет ли это снизить внутренние цены? Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов сомневается, что не те объемы попадут на российский рынок: «У нас где-то порядка 10% от общего произведенного объема — это то, что уходит на экспорт, если мы говорим с вами про бензин.

10% — не та величина, которая позволит каким-то чрезвычайным образом насытить рынок так, что цена начнет сбиваться».

По данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году российские производители продали за границу чуть менее 6 млн т бензина, заработав на этом $2,2 млрд. Насколько серьезный удар по нефтяникам нанесет запрет на экспорт? Практически никакого, подсчитал гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: «Из России экспортируется порядка 7 тыс. т в сутки, но это включая нетоварный бензин, а объем экспорта товарного бензина, «Евро-5», который можно продавать на внутреннем рынке, он, соответственно, еще меньше. Как мне кажется, экспорт прямогонного бензина никто закрывать не будет, экспорт товарного бензина крайне незначительный, больших проблем не принесет».

Для стабилизации внутренних цен на топливо чиновники еще в 2019-м придумали так называемый демпфер. Но на практике этот механизм работает так, что производителям выгодно держать отпускные цены на пределе и получать доход, недостижимый в рыночных условиях, поясняет Михаил Турукалов: «Почему не работает демпфер? Потому что он просто настроен так, что нефтяные компании сейчас могут разогнать цену внутреннюю 92-ого бензина примерно до уровня там 57,500, и еще получают порядка 16 тыс. демпфера. Нефтяные компании могут получать, соответственно, на внутреннем рынке сверхприбыль и при этом получать выплаты по демпферу».

Интересно, что об угрозах запрета на экспорт, СМИ писали и в апреле, и в мае, и в июле 2021 года. Почему же жестких мер в итоге не последовало? Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что чиновники хорошо понимают неэффективность подобных ограничений, да и всерьез бороться с ростом цен на бензин им мешает бюджетная заинтересованность: «Угроза запретить экспорт — это стрельба из пушки по воробьям, но правительство не может не следить за ситуацией с ценами. Мы тоже понимаем, что у нас будет в сентябре, тем более что избиратель любит: государство стукнуло кулаком по столу, жирных котов-нефтяников призвало к ответу. Это позволяет убрать из фокуса внимания другую тему: а сколько в бензине доля акцизов и налогов? Порядка 70%. Кто зарабатывает-то в основном на росте цен? Зарабатывает бюджет».

Впрочем, даже словесные угрозы привели к тому, что биржевые цены на бензин на время опустились на 1%. Правда, по мнению аналитиков, чтобы спасти независимые АЗС, стоимость должна упасть на 6,5%, так что властям, возможно, придется действовать по принципу «пчелы против меда».

Автор: Анна Никитина

Источник: Коммерсантъ FM, 28.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики