Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеродный налог в Евросоюзе ускорит переориентацию российского сырьевого экспорта на восток

Углеродный налог в Евросоюзе ускорит переориентацию российского сырьевого экспорта на восток

Но пока решения по трансграничному углеродному регулированию отсрочены на несколько лет

14 июля Еврокомиссия представила экологический план – EU Green Deal. Он предполагает введение углеродного налога на импорт стали, алюминия, цемента и электроэнергии. По расчетам Минэкономразвития России, он затронет годовые отечественные поставки стоимостью $7,6 млрд. Согласно плану EU Green Deal, снижение атмосферных выбросов к 2030 году должно составить 55% к уровню 1990 года. Кроме того, алгоритм предписывает введение трансграничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) на импорт в страны Евросоюза (ЕС) целой группы товаров. Попадут в нее и энергоносители.

Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме с начала 2023 года, при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 года.

России же в любом случае нужна оптимальная стратегия реагирования на европейский энергопереход. Но ее пока нет.

Еврокомиссия намерена взимать плату с импортеров исходя из их фактических выбросов парниковых газов при производстве продукции, а системного учета углеродного следа в российских промышленных компаниях еще не ведется, и нет ясности, будут ли регуляторы ЕС считать подобные данные российских производителей правомочными. Кроме того, нет и четкого понимания, кто же от России будет руководить переговорным процессом. Хотя, судя по инициативам Минэкономразвития РФ, ведомство здесь готово к профильной работе и ведет консультации. Речь в целом идет о серьезной нерыночной дискриминации российских товаров, на что указывает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). ЕС отказывается, скажем, учитывать поглотительную способность российской экосистемы.

При этом «экологическое» давление ЕС играет на руку лоббистам введения в России платы за углерод. Они указывают на то, что ЕС будет учитывать лишь те механизмы, где за выбросы именно платят. Логика заключается в том, что, если бизнес не хочет платить европейцам, он должен платить в России. Но может оказаться, что платить придется и там, и там.

Но все-таки пока скорее наблюдается обстоятельность в восприятии грядущих эконоваций – российские сырьевые компании ожидали более жесткого документа от европейцев на предмет трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Скажем, ЕС намерен ввести СВАМ только с 2026 года. Но на самом деле сроки еврорегуляторы наверняка будут стремиться форсировать. ТУР, естественно, в перспективе коснется и американского сжиженного природного газа (СПГ), в последние годы активно продвигаемого на европейский рынок. Парадоксально, но в этом поле Россия и США смогут поискать задатки союзничества в защиту углеводородного топлива от нападок ЕС.

Некоторые чиновники РФ увидели даже пользу в экологическом плане ЕС. «Проект трансграничного углеродного регулирования открывает новые возможности для сотрудничества между Россией и Финляндией», – сообщил торговый представитель РФ в Финляндии Антон Логинов. «Перед нашими странами открываются новые возможности по реализации инновационных проектов в сферах зеленых технологий, ветряной и водородной энергетики», - отметил он.

В этом поле прореагировал и кабмин: 20 июля Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по развитию водородной энергетики. Как следует из документа, межведомственную рабочую группу возглавит вице-премьер РФ Александр Новак. Хотя «зеленый» водород по разумным ценам Россия производить не готова, а «голубой» водород (производимый из природного газа) Европа по-прежнему не признает. Причем и пресловутый водородный сценарий, который приветствует ЕС – когда планируется качать водород по газовой инфраструктуре – пока у экспертов вызывает много вопросом: водород слишком агрессивен к стальным трубам и, к тому же, весьма взрывоопасен.

Нефть и газ вроде бы пока напрямую не попали под европейское регулирование. Но это стратегическая неизбежность. И совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун справедливо заявил, что Европа будет снижать объем импорта нефти, дизельного топлива и бензина, и российским нефтяным концернам придется искать новые рынки сбыта. Это попросту побудит российских экспортеров углеводородов стараться сильнее ориентироваться в сбытовых сценариях на спектр экономически перспективных государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 28.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики