Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» ослабит позиции Украины в споре самых бедных стран Европы

«Северный поток – 2» ослабит позиции Украины в споре самых бедных стран Европы

Прекращение российского транзита не погубит газовую энергетику Украины, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украина готовится к прекращению газового транзита

Украинский политолог Дмитрий Корнейчук в эфире телеканала NewsOne заявил, что после запуска «Северного потока – 2» Украину ждет дефицит газа, после чего украинские власти «чуть ли не коленях» поползут договариваться с РФ о транзите.

Корнейчук утверждает, что страна останется без реверсного газа при сохранении транзита на уровне в 15–20 млрд кубов в год.

Однако в этом есть сомнения – во-первых, на Украину возможен физический реверс из ЕС, а не виртуальный, как он происходит сейчас, а во-вторых, украинцы производят газ в неплохих объемах – до 20 млрд кубов в год, а реальный импорт постоянно сокращается.

Цена отказа от российского газа известна – гибель украинской промышленности, но энергетические балансы на Украине сходятся.

Киев за последние годы выстроил украинскую экономику без РФ, эта система дает самую бедную наряду с Албанией и Молдавией страну Европы, но работает. Таким же образом ситуация складывается с украинским газовым потреблением.

Прекращение российского транзита ставит вопрос по будущему ГТС, а не обеспечения страны газом. И это вряд ли произойдет: ненадежность Польши и увеличение газового потребления в ЕС работают на это лучше совместного заявления США и ФРГ. 

 

Украинская ГТС создавалась под огромные объемы потребляемого и транзитируемого в Европу газа – речь шла о 250–300 млрд кубов в год. Для Украины, потребляющей сегодня 32 млрд кубов газа в год и транзитирующей 40 млрд кубов газа, это слишком много.

Если транзит после 2024 года упадет до 15–20 млрд кубов газа – обещанный «Газпромом» минимум, – то поддержание данной системы станет нерентабельным, а эксплуатация украинской ГТС будет выходить дороже получаемых доходов.

Украинская газовая политика должна исходить из этого, а не из давления на РФ и «Северный поток – 2». Совместное заявление США и ФРГ обещает Москве много проблем, но не дает Украине достаточных инвестиций в газовую энергетику.

На ближайшие 3,5 года ситуацию гарантирует газотранспортное соглашение «Газпрома» и «Оператора ГТС Украины». Киев получит стабильный доход в 1,2 млрд долларов год, пусть даже реальный транзит может уйти ниже 40 млрд кубов газа в год.

Ситуация 2020 года, когда прокачка при транзитном лимите в 65 млрд кубов газа была на уровне в 55,8 млрд кубов, показывает, что «Газпром» может заплатить штраф по принципу «качай или плати» и перенаправить живые объемы на «Северный поток – 2». 

 

Украина сможет выжить без транзита газа

«Украинцам стоит задуматься о том, что будет после 2024 года, и подготовить несколько сценариев развития ситуации. Как будет работать их ГТС – с транзитом, с минимальным транзитом или без транзита», – констатирует Юшков.

Иначе Украина останется у разбитого корыта вместе с требованиями к США и ЕС обеспечить им выпадающие доходы от газовой ренты.

Транзитные доходы Украины уже просели. После запуска «Турецкого потока» прокачка газа через Украину уменьшилась на 15 млрд кубов, а это сотни миллионов долларов упущенной прибыли. Есть и оборотная сторона медали: эти средства шли в бюджет страны, а концентрировались сначала в «Нафтогазе», а после его анбандлинга – в компании «Оператор ГТС Украины».

Главная проблема заключается в доступности газа для населения, в случае окончания транзита газа с этим возникнут проблемы. Если ничего не делать, украинские города рискуют лишиться трубопроводного газа.

«Сегодня на Украине действует схема виртуального реверса, когда Киевом отбираются транзитные объемы из ГТС, перекупленные у европейских компаний. В действительности российский газ заходит на Украину и остается там», – заключает Юшков.

В ситуации с прекращенным транзитом реверсная схема перестанет работать, а это 12 млрд кубов украинского потребления. 

 

«Реверсный газ распределяется по потребителям вдоль трубы. Второй момент в том, что украинцы добывают газ в основном на западе страны, затем они передают его в ЕС под видом российского транзитного газа», – резюмирует Юшков.

Украинская ГТС работает на запад, а не на восток, поэтому основу газовой энергетики Украины составляет российское сырье. Украинское потребление газа базируется на взаимозачетах, и это серьезно усложняет энергетическое планирование.

«Киеву придется перестраивать ГТС – современные ее масштабы не отвечают нуждам страны, но катастрофы не будет. Отключения потребителей и замерзания городов не произойдет. Две трети потребляемого газа Украина добывает сама, и только 10–12 млрд кубов составляет импорт, но есть и объективная слабость: украинское потребление газа невозможно без российского сырья», – констатирует Юшков.

Интерконнектор с Польшей находится в плохом состоянии, поэтому контракт 2019 года с американцами по доставке СПГ из Свиноустья остается политическим памятником, но сохраняется вариант перенаправления на восток словацкой и украинской ГТС. 

 

«Можно сделать полный реверс трубопровода, который сегодня доставляет российский газ в страны ЕС. Эти трубы являются объемными, поэтому через них можно транзитировать на Украину любое количество газа», – заключает Юшков.

Главной проблемой является то, что в Киеве данный вопрос не прорабатывают.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики