Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист объяснил, чем опасны для России новые месторождения газа в Турции

Экономист объяснил, чем опасны для России новые месторождения газа в Турции

Турция не сможет наладить до 2023 года добычу газа на собственных месторождениях в Черном море, несмотря на все заявления, сделанные президентом этой страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Об этом «ПолитРоссии» рассказал эксперт в области энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уверен, что к 2023 году его страна сумеет наладить добычу газа в Черном море. Об этом глава государства заявил на церемонии сжигания первого газа, добытого из тестовой скважины Türkali-2 на месторождении «Сакарья». По его словам, такие возможности позволят Анкаре прекратить внешнюю зависимость от импортного топлива.

Эрдоган подчеркнул, что за последний год в стране было открыто в общей сложности пять буровых скважин. Помимо строительства систем добычи на шельфе, ведется работа по созданию наземных газоперерабатывающих заводов и инфраструктуры для транспортировки газа. Таким образом, ожидается, что первая фаза разработки черноморского газового месторождения начнется как раз в 2023 году.

При этом впервые о том, что страна нашла в Черном море залежи газа, Эрдоган объявил еще в 2020 году. Тогда речь шла о запасах объемом 405 миллиардов кубометров. А в начале июля текущего года турецкий лидер рассказал про еще одно новое месторождение – на этот раз на 135 миллиардов кубических метров газа. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, столь серьезные месторождения действительно могут находится в черноморском регионе, так что каких-то веских оснований не верить турецкому президенту на данный момент нет.

 

«Действительно, в Восточном Средиземноморье и Черном море за последние десятилетия находили очень крупные месторождения газа. Они были запущены, например, в Румынии, а также на шельфах Египта, Израиля и Кипра. Поэтому сам по себе факт, что турки что-то нашли, не является удивительным. Больше вопросов в том, насколько извлекаемы эти запасы, насколько это коммерчески выгодно, и в какие сроки они будут запущены», – объясняет Митрахович.

 

По его словам, опыт других стран, занимающихся разработкой месторождений, показывает, что это далеко не столь быстрый процесс, как говорит о нем Эрдоган. Можно посмотреть на пример Норвегии, которая потратила на это куда больше, чем пару лет. Можно вспомнить и о Южно-Керимском месторождении в России, разработка которого и вовсе зависла из-за того, что у РФ нет роботизированных комплексов по добыче газа.

 

«Конечно, Черное море в этом плане не такое сложное, как арктические моря, но там тоже есть свои проблемы. Например, большая глубина, черноморский сероводород и так далее. Так что насчет двух лет – это как минимум художественное преувеличение. Также есть большие вопросы и к себестоимости этого газа, которая, вероятнее всего, будет весьма большой», – рассказывает эксперт.

 

Аналитик подчеркивает: из-за того что Черное море – глубоководное, себестоимость добываемого там газа может быть настолько высокой, что для Турции куда более выгодным останется вариант закупки голубого топлива у других стран. Примечателен также и тот факт, что о месторождениях говорят исключительно политики, а не нефтедобывающие компании. При этом еще в 2020 году министр финансов Турции Берат Албайрак отмечал, что обнаруженное в Черном море месторождение даст Турции возможность приобретать газ за рубежом дешевле, дав ей преимущество в цене в пределах 30 %.

По словам Станислава Митраховича, велика вероятность, что цифра эта взята в буквальном смысле с потолка, и главная ее задача – шантаж по отношению уже к действующим поставщикам газа в Турцию. Таковыми традиционно являются Азербайджан, Иран и, конечно же, Россия. Так, например, еще в 2020 году именно российский «Газпром» продавал Турции рекордные объемы газа. Потом эти показатели начали падать (во многом из-за пандемии), но уже в марте 2021 года поставки голубого топлива выросли в 11,5 раза. Таким образом, слова Эрдогана о собственных месторождениях – это сигнал, во многом направленный и в сторону РФ.

 

«Я думаю, мы видим лишь попытку Турции добиться определенных поблажек со стороны продавцов газа, чтобы они пошли на уступки по цене или по формуле цены. То есть касается, в первую очередь, России, Азербайджана и Ирана. Поэтому в ближайшее время там не будет масштабной добычи газа. Но, возможно, какое-то влияние на переговоры это будет оказывать, хотя точно не в случае с Россией. Мы в Турцию продаем большие объемы газа на регулярной основе. И в этом году поставки даже больше, чем в предыдущем. То есть у Анкары большая заинтересованность в российском газе, что даст нам бонус при переговорах и позволит не обращать внимание на такого рода шантаж», – резюмирует Станислав Митрахович.

 

Стоит отметить, что в данный момент спотовая цена на газ в Европе установила новый рекорд, приблизившись к 500 долларам за одну тысячу кубометров. Ранее эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» объяснил, как рост цены на голубое топливо в Европе отразится на россиянах.

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 29.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики