Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Только по мировым ценам»: что мешает поставкам нефти из Казахстана в Беларусь

«Только по мировым ценам»: что мешает поставкам нефти из Казахстана в Беларусь

Подписание межправительственного соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов между Беларусью и Казахстаном прошло без фанфар. Переговоры об этом велись еще с 2019 г., однако и теперь говорить о поставках еще рано: сначала документ должны ратифицировать, а затем стороны должны договориться о конкретных контрактах. Что может стать препятствием для торговли и стоит ли ждать поставок казахстанской нефти на белорусские НПЗ в ближайшем будущем, проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

После продолжительного перерыва активизировалась тема поставок нефти из Казахстана на белорусские НПЗ. 28 июня премьер министр Республики Беларусь Роман Головченко совершил визит в Нур-Султан, и по результатам переговоров с главой правительства Казахстана Аскаром Маминым было подписано «межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Беларусь». Многие СМИ окрестили это прорывом и ожидают, что вот-вот начнутся поставки сырья на белорусские НПЗ. В реальности это не так. Можно выделить несколько причин, препятствующих этому.

Переговорная уловка

Изначально Минск вспоминал про казахскую нефть, когда начинались противоречия с Россией, которая и является сейчас единственным поставщиком нефти на белорусские НПЗ. Белорусское руководство считает, что угроза найти альтернативного поставщика – это рычаг давления на Москву. Так было при покупках венесуэльской нефти в начале 2010‑х гг., нефти из Азербайджана, того же Казахстана, США и так далее. Белорусская компания однажды даже закупила танкер иранской нефти, но она до республики так и не дошла (ее перепродали по пути).

Но сейчас ситуация такова, что острой фазы конфликта Минска и Москвы в нефтяной сфере нет, поэтому и покупать нефть у альтернативного поставщика бессмысленно, ведь нет нужды оказывать давление на российских партнеров.

В официальных пресс-релизах белорусского и казахского правительств по итогам встречи премьеров мы видим лишь упоминание о межправительственном соглашении, которое занимает полторы строчки. Никаких заявлений и актуализации внимания на данной теме ни одна из сторон не делала.

Цена решает

Казахстан готов продавать свою нефть только по мировым ценам, а Беларусь не готова ее на таких условиях покупать. Стоит напомнить, что переговоры двух стран о поставках нефти идут еще с мая 2019 г., когда посол Казахстана в Белоруссии Ермухамет Ертысбаев на встрече с Лукашенко обсуждал старт продаж. В дальнейшем этот вопрос поднимался на различных двухсторонних встречах. Причем, обе стороны тогда заявляли, что единственным препятствием для начала торговли является отказ России в транзите казахской нефти через свою территорию.

Однако это не соответствовало действительности, поскольку Казахстан ежегодно пользуется транзитом через Россию, экспортируя свою нефть через порт Новороссийска и через Усть-Лугу (Ленинградская область). Возникает вопрос: какая России разница, куда качать казахскую нефть, ведь он платит за транзит. Более того, России, как государству, было бы выгодно «потерять» белорусский рынок нефти, хотя Минск постоянно пытается пугать Москву таким сценарием. Но при поставках российской нефти на белорусские НПЗ российские компании не платят в бюджет экспортную пошлину, а если эти объемы отправить в страны за пределы ЕАЭС, государство получит дополнительный доход.

Поэтому Россия с удовольствием качала бы казахскую нефть в Беларусь: НПЗ стратегического союзника были бы загружены, а российский бюджет пополнился бы сотнями миллионов долларов от экспортных пошлин на нефть.

Но в итоге в марте 2020 г. выяснилось, то Казахстан готов продавать белорусам нефть только по мировым ценам. Вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев тогда открыто сказал: отсутствие пошлин внутри ЕАЭС не означает, что Казахстан должен недополучать деньги за свою нефть. А Минск, естественно, на такие условия не соглашается.

юшш1.png

Санкционные риски

Последняя, самая свежая причина того, что Казахстан не станет поставлять нефть Белоруссии – риск попасть под санкции США и ЕС. В июне против «Нафтана» заработали американские ограничения. Казахстан не станет нарушать санкции. Более того, он будет держаться подальше от токсичных контактов, так как и сейчас демонстрирует приоритет экономики над политикой в области торговли нефтью.

Упоминавшееся заявление вице-премьера Казахстана о торговле нефтью только по мировым ценам хорошо показывает, что Нур-Султан занимает крайне прагматичную позицию.

В этих условиях нынешнее межправсоглашение Казахстана и Белоруссии объясняется своеобразной инерцией двухсторонних отношений. Раз ранее проводились переговоры о торговле углеводородами, и уж тем более, раз Лукашенко давал официальное поручение белорусскому правительству договориться с Казахстаном о поставках, стороны число бюрократически должны были подписать ни к чему не обязывающее межправсоглашение: нефтью торгуют компании, а не государства, и без коммерческих контрактов такое соглашение ничего не значит.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Евразия.Эксперт, 29.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики