Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания замахала кулаками. Что за неприятности ждет "Северный поток–2"

Дания замахала кулаками. Что за неприятности ждет "Северный поток–2"

Эксперт в энергетической области рассказал о проблемах, которые необходимо будет преодолеть газопроводу "Северный поток–2".

Бывший министр иностранных дел Королевства Дания Уффе Эллеманн-Йенсен написал в своей статье, опубликованной изданием Berlingske, что западным странам необходимо сделать все возможное, чтобы найти способ устроить Москве неприятности и превратить завершение строительства газопровода "Северный поток–2" в пиррову победу Москвы.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник рассказал Baltnews, что в Европе есть контрпродуктивные документы и силы, которые их лоббируют. Например, третий Энергопакет. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям.

"Третий Энергопакет нацелен на то, чтобы, скажем так, российский газ не мог полностью загружать систему. Расчет делается на каких-то сторонних поставщиков, которых в принципе нет. То есть бронь половины мощностей существующей системы под несуществующих возможных альтернативщиков. Вот эти вещи, конечно, будут в определенной степени мешать эксплуатации газопровода", – заявил Пасечник.

Он рассказал, что регуляторная история станет основной после ввода в строй "Северного потока–2", который намечен на 2021 год, в связи с чем "Газпрому" предстоит еще большая юридическая работа, чтобы нивелировать эти проблемы. Однако "Газпром" может заручиться поддержкой некоторых компаний, отметил эксперт.

"Есть и союзники по "Северному потоку–2". Это и немецкий бизнес, и ряд европейских компаний, которые вложились в "Северный поток–2". Естественно, эти инвесторы и акционеры будут ратовать за более скорую окупаемость проекта и стараться выйти на то, чтобы система работала по номинальной мощности", – отметил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.

По словам Пасечника, газопровод Baltic Pipe не может составить большой конкуренции "Северному потоку–2", так как его мощность не особо влияет на конфигурацию распределения газа в Европе и она в 5–6 раз ниже, чем у российского газопровода.

"Baltic pipe идет поверх систем "Северный поток" и "Северный поток–2". Я думаю, что эти пересечения трубопроводных систем на дне Балтийского моря тоже могут потребовать согласования. Тут надо понимать безопасность таких пересечений, и "Газпром", естественно, может запросить дополнительные изыскания по таким моментам", – рассказал эксперт.

"Северный поток–2" – газопровод из России в Германию общей мощностью 55 миллиардов кубометров в год. Против проекта активно выступали Соединенные Штаты, рассчитывающие продвигать в Евросоюз свой СПГ, а также Украина и Польша, заинтересованные в сохранении транзита газа через свою территорию.

Москва неоднократно призывала перестать политизировать ситуацию, напоминая, что газопровод выгоден не только России, но и Евросоюзу, и подчеркивая, что никогда не использовала энергоресурсы в качестве инструмента давления.

Источник: Baltnews.lt, 30.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики