Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша лезет в чужую газовую трубу со своим уставом: новые козни PGNiG оператору "СП–2"

Польша лезет в чужую газовую трубу со своим уставом: новые козни PGNiG оператору "СП–2"

Польская государственная компания обратилась к немецкому регулятору с просьбой включить ее в процесс сертификации Nord Stream 2 AG независимым оператором с целью воспрепятствовать этому.

Польша пытается вмешаться в инициируемый оператором проекта "Северный поток–2" процесс сертификации. Польская PGNiG и ее дочерняя компания PGNiG Supply & Trading направили запрос немецкому регулятору BNetzA с просьбой подключить их к процедуре сертификации Nord Stream 2 AG независимым оператором. Цели у поляков вполне очевидны – не допустить вывода газопровода из-под действия Третьего энергопакета Евросоюза (ЕС).

Перспективы польской стороны Baltnews обсудил с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.

"Право Европейского союза (ЕС) очень сложное, и там есть много нюансов. Но вообще Польша через право ЕС добилась, чтобы "Северный поток–2" реализовывался не как консорциум, где есть несколько акционеров, а как проект, у которого только один владелец, а остальные компании должны стать только кредиторами", – напомнил эксперт.

Польша вообще думала, что сможет проект остановить. Не вышло, но по крайней мере добилась того, что он приобрел такой другой характер: только один акционер, а если бы там было бы много, России было бы проще, отметил эксперт.

Учитывая такое влияние Польши, однозначного ответа на вопрос, сумеет ли Польша как-то там торпедировать процесс, нет, но право ЕС сложное, и его можно по-разному интерпретировать. Основная проблема в том, что ЕС может менять правила в процессе самой игры.

"Имеем дело с игроком. Это важный момент. Правила могут меняться, или этим правилам найдут новые прочтения", – отметил Митрахович. Самое главное, от чего все будет зависеть исход дела, – это позиция Германии.

"Если Германия своей властью захочет вывести проект из-под антимонопольного регулирования, а есть много аргументов, почему Германии это было бы выгодно, то все это дело разрешится, даже если там Польша пытается влезть, то ее, конечно, отошьют. Но если в Германии будет доминировать какая-то точка зрения негативистская в отношении России, они не захотят выводить из-под антимонопольного регулирования, то дело разрешится не в пользу России".

Прогноз эксперта тем не менее оптимистичен, если говорить о долгосрочной перспективе. Слишком проект выгоден Германии, чтобы держать его полузакрытым и с учетом того, что в Европе сейчас высокие цены на газ, отметил он.

"У многих просыпаются мысли о том, что нужно разрешать полностью "Северный поток–2", раз газа в регионе не так чтобы слишком много. Если "Газпром" и в будущем будет держать такую строгую линию и не будет увеличивать объем прокачки через Украину, а будет давить на то, что раз нужен газ, то используйте "Северный поток–2", открывайте OPAL, который тоже под антимонопольное регулирование попадает. В этом случае у "Газпрома" есть шанс переиграть европейцев, но все зависит от ситуации на газовом рынке Европы через несколько лет. Если там будет дефицит газа наблюдаться, то все будет гладко".

"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ), а также Украина и ряд европейских стран.

В мае 2020 года Федеральное сетевое агентство Германии отказало Nord Stream 2 AG в освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной газовой директивы ЕС. Согласно решению регулятора, газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года, в итоге он подпадает под вступившие в силу поправки с нормами Третьего энергопакета Евросоюза.

Согласно принятому документу, после запуска газопровода к нему будут допущены конкуренты. Внесенные изменения обусловлены действиями норм Третьего энергопакета, которые обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков. Тем не менее возможность оспорить положения новой директивы в суде еще есть, так как они пока не внедрены в законодательство стран-членов Евросоюза.

Источник: Baltnews.lv, 02.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики