Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники попросят доплату

Нефтяники попросят доплату

Как топливные компании отреагируют на временный запрет экспорта бензина из России

Временный запрет на экспорт бензина позволит сдержать рост цен на топливо, но за это властям, возможно, придется расплачиваться с нефтяниками. “Ъ FM” пообщался с участниками рынка и выяснил, как будут работать новые ограничения. Из-за непрерывного роста оптовых цен на бензин в пятницу Минэнерго попросило правительство в ускоренном режиме ввести запрет на экспорт топлива. Но, как в понедельник сообщили источники «Интерфакса», запрет может коснуться только бензинов АИ-92 и АИ-95 и только на три месяца. Собеседники “Ъ FM” уверены, что эффект будет временным. С подробностями — Владислав Викторов. 

Биржевые цены на бензин бьют рекорды с начала текущего года. Только с июня котировки росли пять недель подряд, и сейчас стоимость тонны 92-го, как и 95-го, достигает почти 60 тыс. руб. А всего с начала года рост котировок составил примерно 30%. Последние несколько месяцев в правительстве неоднократно грозились ввести запрет на экспорт бензина. И только 30 июля Минэнерго попросило кабинет министров запустить процедуру в ускоренном режиме. Как выяснил «Интерфакс», речь идет только о 92-й и 95-й марках топлива и только на три месяца. Это может оказать влияние на рынок, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Как временная мера это может помочь. Экспорт бензина пятого класса у нас, в общем-то, невелик, он во многом сократился: если раньше отправляли где-то по 70-80 тыс. тонн в неделю, то сейчас цифра снизилась примерно до 20 тыс. тонн. Но, тем не менее, все равно этот экспорт есть, и, конечно, его запрет поможет».

Запрет на экспорт бензина в Минэнерго называли в числе других дополнительных инструментов, которые должны стабилизировать ситуацию в стране. В мае, например, правительство скорректировало демпфер — механизм, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета за дополнительные поставки топлива на внутренний рынок. Благодаря корректировке в этом году компании получат 60 млрд руб. вместо 40 млрд, подсчитывали в “Ъ”. Однако рост оптовых цен замедлился несущественно. И вряд ли запрет на экспорт поможет, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

«Надо что-то делать, но при этом к решительным мерам правительство пока не готово. Во-первых, не будем забывать, что у нас экспортируется всего порядка 10% от общего объема производства бензина. И второе — слишком долго эта мера анонсировалась и продолжает анонсироваться.

Вполне вероятно, что компании, понимая вероятность такого сценария, заключат сейчас долгосрочные контракты на объемы, которые должны уйти за эти три месяца. И будут выполнять эти уже заключенные контракты».

При этом генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов не исключает, что компании смогут и вовсе обходить запрет на экспорт бензина. Ведь у нефтяников останется возможность вывозить другие вида топлива. Поэтому эффективнее могла бы быть другая мера, считает эксперт:

«Реально может сработать, если экспорт бензина будет ограничиваться не директивными методами, а, например, за счет установления достаточно высокой запретительной экспортной пошлины. Причем не только на товарный бензин, но и вообще на все его варианты: на товарный бензин, на компоненты, на прямогонный бензин».

На фоне запрета на вывоз некоторых видов бензина не исключено, что нефтяники смогут потребовать компенсаций за упущенную выгоду. Сейчас власти слишком часто ограничивают поставки товаров за рубеж ради стабилизации внутренних цен. Не так давно кабинет министров ввел пошлины на экспорт металлов. В итоге некоторые производители повысили цены. Из-за чего компания «РЖД» накануне обратилась к вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой выдать им дополнительно 17 млрд руб. для компенсации расходов на материалы. Так что ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович не исключает, что и нефтяники попросят поддержки:

"Обязательно попросят. Это у нас вечно идет: сначала вводим высокие налоги, потом ужасаемся, вводим обратные акцизы. Это же плохая история с точки зрения того, что нет системы долгосрочного планирования. Гораздо лучше иметь стабильную налоговую систему, чтобы бизнес смог рассчитывать свои доходы, чтобы Министерство финансов могло рассчитывать доходы в бюджет. Тут надо просто понять, что не бывает идеального решения в сфере бензина. Кто-то должен платить: либо население должно смириться с тем, что дорогой бензин, либо компании, которые будут финансировать переработку из других своих доходов, должны заплатить в бюджет и смириться с потерей части доходов».

Впрочем, собеседники “Ъ FM” не исключают, что планы ограничить экспорт связаны с грядущими выборами. В целом, по их словам, эта мера проблему не решит. Поэтому рассчитывать на дешевый бензин на заправках не приходится.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 03.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики