Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники попросят доплату

Нефтяники попросят доплату

Как топливные компании отреагируют на временный запрет экспорта бензина из России

Временный запрет на экспорт бензина позволит сдержать рост цен на топливо, но за это властям, возможно, придется расплачиваться с нефтяниками. “Ъ FM” пообщался с участниками рынка и выяснил, как будут работать новые ограничения. Из-за непрерывного роста оптовых цен на бензин в пятницу Минэнерго попросило правительство в ускоренном режиме ввести запрет на экспорт топлива. Но, как в понедельник сообщили источники «Интерфакса», запрет может коснуться только бензинов АИ-92 и АИ-95 и только на три месяца. Собеседники “Ъ FM” уверены, что эффект будет временным. С подробностями — Владислав Викторов. 

Биржевые цены на бензин бьют рекорды с начала текущего года. Только с июня котировки росли пять недель подряд, и сейчас стоимость тонны 92-го, как и 95-го, достигает почти 60 тыс. руб. А всего с начала года рост котировок составил примерно 30%. Последние несколько месяцев в правительстве неоднократно грозились ввести запрет на экспорт бензина. И только 30 июля Минэнерго попросило кабинет министров запустить процедуру в ускоренном режиме. Как выяснил «Интерфакс», речь идет только о 92-й и 95-й марках топлива и только на три месяца. Это может оказать влияние на рынок, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Как временная мера это может помочь. Экспорт бензина пятого класса у нас, в общем-то, невелик, он во многом сократился: если раньше отправляли где-то по 70-80 тыс. тонн в неделю, то сейчас цифра снизилась примерно до 20 тыс. тонн. Но, тем не менее, все равно этот экспорт есть, и, конечно, его запрет поможет».

Запрет на экспорт бензина в Минэнерго называли в числе других дополнительных инструментов, которые должны стабилизировать ситуацию в стране. В мае, например, правительство скорректировало демпфер — механизм, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета за дополнительные поставки топлива на внутренний рынок. Благодаря корректировке в этом году компании получат 60 млрд руб. вместо 40 млрд, подсчитывали в “Ъ”. Однако рост оптовых цен замедлился несущественно. И вряд ли запрет на экспорт поможет, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

«Надо что-то делать, но при этом к решительным мерам правительство пока не готово. Во-первых, не будем забывать, что у нас экспортируется всего порядка 10% от общего объема производства бензина. И второе — слишком долго эта мера анонсировалась и продолжает анонсироваться.

Вполне вероятно, что компании, понимая вероятность такого сценария, заключат сейчас долгосрочные контракты на объемы, которые должны уйти за эти три месяца. И будут выполнять эти уже заключенные контракты».

При этом генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов не исключает, что компании смогут и вовсе обходить запрет на экспорт бензина. Ведь у нефтяников останется возможность вывозить другие вида топлива. Поэтому эффективнее могла бы быть другая мера, считает эксперт:

«Реально может сработать, если экспорт бензина будет ограничиваться не директивными методами, а, например, за счет установления достаточно высокой запретительной экспортной пошлины. Причем не только на товарный бензин, но и вообще на все его варианты: на товарный бензин, на компоненты, на прямогонный бензин».

На фоне запрета на вывоз некоторых видов бензина не исключено, что нефтяники смогут потребовать компенсаций за упущенную выгоду. Сейчас власти слишком часто ограничивают поставки товаров за рубеж ради стабилизации внутренних цен. Не так давно кабинет министров ввел пошлины на экспорт металлов. В итоге некоторые производители повысили цены. Из-за чего компания «РЖД» накануне обратилась к вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой выдать им дополнительно 17 млрд руб. для компенсации расходов на материалы. Так что ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович не исключает, что и нефтяники попросят поддержки:

"Обязательно попросят. Это у нас вечно идет: сначала вводим высокие налоги, потом ужасаемся, вводим обратные акцизы. Это же плохая история с точки зрения того, что нет системы долгосрочного планирования. Гораздо лучше иметь стабильную налоговую систему, чтобы бизнес смог рассчитывать свои доходы, чтобы Министерство финансов могло рассчитывать доходы в бюджет. Тут надо просто понять, что не бывает идеального решения в сфере бензина. Кто-то должен платить: либо население должно смириться с тем, что дорогой бензин, либо компании, которые будут финансировать переработку из других своих доходов, должны заплатить в бюджет и смириться с потерей части доходов».

Впрочем, собеседники “Ъ FM” не исключают, что планы ограничить экспорт связаны с грядущими выборами. В целом, по их словам, эта мера проблему не решит. Поэтому рассчитывать на дешевый бензин на заправках не приходится.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 03.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики