Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» удастся обойти дискриминирующую опцию Третьего энергопакета ЕС

«Газпрому» удастся обойти дискриминирующую опцию Третьего энергопакета ЕС

Цены на газ в Европе выросли на 2,7% и составили 514 долл. за 1 тыс. куб.

В пике цена на газ на сентябрьский фьючерс на хабе TTF в Нидерландах превышала 520 долл. за 1 тыс. куб.

Из-за низких запасов в газовых хранилищах Европы «Газпрому» удается поддерживать высокую цену на газ на европейском рынке.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», есть ли предел роста цен на газ, и когда будут заполнены газохранилища в Европе.

«История преподносится, как будто бы «Газпром» недопоставляет газ в Европу, вызывает тем самым дефицит, из-за которого растут цены. Цена на газ, которая превысила отметку в 520 долл. за 1 тыс. куб, зафиксирована либо на хабе TTF в Голландии, либо на британском хабе NBP. Ценообразование на этих хабах привязано к объемам поставки СПГ. Биржа, где больше всего, отражаются трубопроводные поставки, – это немецкий хаб. В Германии сейчас цена на газ на 150 долл. ниже, чем на голландском или британском хабе. На цены давит то, что всё больше СПГ уходит в Азию. Фактически в Европу СПГ сейчас не приходит. Данный фактор формирует дефицит на тех биржах, которые ориентированы на СПГ, поэтому там цены выше. На азиатских рынках еще выше: газ продают за 600 долл. за 1 тыс. куб. Конечно, все производители СПГ отправляют его в Азию. Первопричина высоких цен на газ на европейских рынка – отсутствие СПГ в Европе.

Многие считают, что «Газпром» формирует такие цены, потому что не берет дополнительные объемы прокачки через Украину или Польшу. Но через Украину «Газпром» берет дополнительные объемы. По контракту, компания должна прокачивать 109 млн. куб в сутки, «Газпром» эти обязательства выполняет, а также берет дополнительные аукционы где-то на 20 млн. куб. в сутки. «Газпром» брал допобъемы и в июле, взял и на август. После этого аукциона Украина обычно выставляет еще дополнительные мощности чуть ли не под 70 млн куб в сутки. Это большие объемы! Потом Украина начинает обвинять «Газпром» в том, что компания не участвует в аукционе, и рассказывает Европе, что Россия использует газ как энергетическое оружие. В соглашении Германии и США написано, что если Россия будет использовать газ в качестве энергооружия, то ФРГ должна вести санкции, то есть фактически остановить работу «Северного потока – 2».

Во многом историю раздувает Украина. «Газпром» идет на историческом рекорде: поставляет очень много газа в Европу. Другой вопрос, а берут ли его там? Говорят, что «Газпром» не прокачивает, но это не так. Компания выполняет все контрактные обязательства и прокачивает дополнительный объем, если на него есть спрос. Мы не знаем о дополнительных заявках со стороны европейцев, ни одна компания-потребитель не обвинила «Газпром» в том, что он отказывается продавать допобъемы.

Высокие цены приводят к тому, что в основном идет текущее потребление. Второй части, когда компании покупают газ и закачивают его в подземные хранилища, сейчас фактически нет. Закачка идет очень медленно. Цены высокие, и компании боятся, что купят по 500 долл, а зимой цены будут ниже. «Газпром» боится закачивать газ в хранилища даже для себя, опасаясь потом пойти в убытки.

Стратегия «Газпрома» в отказе от допобъемов гарантирует, что украинский и польский транзиты будут востребованы и после запуска «Северного потока – 2», «Турецкого потока». Дефицит газа в газохранилищах означает, что нужно будет ежесуточно в Европу поставлять намного больше. При всем при этом нельзя отрицать, что нынешняя ситуация подталкивает европейцев к тому, чтобы они не вставляли палки в колеса «Северного потока – 2», чтобы как можно быстрее запустилась первая нитка, через которую пойдут дополнительные объемы газа.

Ситуация с Третьим энергопакетом могла бы разрешиться в пользу России, если бы сделали исключение. Такая опция в законодательстве ЕС предусмотрена. Фактически все нероссийские газопроводы ее автоматом получают: азербайджанский, Baltic Pipe. Но против «Газпрома» эта опция работает как дискриминирующая. Применение антимонопольного законодательства в данном случае не приводит к увеличению конкуренции. По отношению к газопроводу OPAL действует ограничение, «Газпром» не может загрузить больше 50% мощности трубы. И по отношению к «Северному потоку – 2» данное ограничение будет действовать.

Недавно было судебное разбирательство по поводу газопровода OPAL, и фактически «Газпрому» отказали в его загрузке на полную мощность. В соглашении Германии и США есть пункт о том, что они будут внимательно следить за выполнением антимонопольного законодательства. Идет откровенный намек, что можно не рассчитывать на полную загрузку.

«Газпром» может выполнить требования Третьего энергопакета другим способом: продать вторую половину газа 27,5 млрд куб каким-то европейским потребителям, поменяв точку сдачи-приемки. Раньше право собственности менялось в Германии, теперь «Газпром» может работать с потребителями и попытаться убедить их покупать газ, например, со скидкой за 12 миль от берега на дне моря, где формально начинается территория Евросоюза. Получается, «Северный поток – 2» будет поделен на две части. Половину газа компания будет продавать в точке, где начинается Евросоюз, другая половина трубы будет загружена газом «Газпрома», а остальную часть могут использовать европейский компании. Это, пожалуй, единственный путь».

Источник: Журналистская правда, 03.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики