Единственной альтернативой поставок газа с «Северного потока – 2» в 2021 году является уголь, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
«Газпром» перестал делать ставку на Польшу и Украину
Портал Gas Infrastructure Europe сообщил об отрицательной сумме операций по закачке и отбору в подземные хранилища газа (ПХГ) на северо-западе Европы, куда основные поставки делает компания «Газпром».
Остановлена закачка из ПХГ «Бергермеер» в Нидерландах и «Реден» в ФРГ, отбор идет из ПХГ «Хайдах» в Австрии, поставки происходят в ПХГ «Катарина» и «Йемгум» в ФРГ, но в целом из газовых хранилищ ЕС выбрано больше сырья, чем закачено.
Вчера 3 августа 2021 года были сокращены поставки по газопроводу «Ямал – Европа» до уровня ниже 50 млн кубов газа. «Газпром» отказался бронировать дополнительные транзитные объемы прокачки газа через Украину на август.
«Газпром» не будет увеличивать закачку газа в критичные для Западной Европы ПХГ. Транзит через «Северный поток – 1» и «Турецкий поток» находится на максимуме, поэтому без «Северного потока – 2» нет условий для увеличения забора в хранилища.
«Газпром» не идет на дальнейшее увеличение транзита газа через Украину, а на польском направлении новые объемы не выкупает в принципе, и такая политика пролонгирована российской компанией на весь год.
В понедельник, 2 августа 2021 года оператор польской ГТС Gas-System провел четыре квартальных аукциона на мощности «Ямал – Европы», разговор в них шел о загрузке газопровода на четвертый квартал 2021 года, на первый, второй и третий кварталы 2022 года.
Были выставлены твердые транзитные мощности в объеме 89 млн кубов газа в день, но ни один из лотов не был выкуплен. Единственным клиентом «Ямал – Европы» является «Газпром», аналогичная ситуация и на украинском газовом рынке.
«Оператор ГТС Украины» провел аукцион на 9,8 млн кубов газа транзита на четвертый квартал 2021 года, но они не были выкуплены. Суммарно шла речь о транзите через Польшу и Украину 9,089 млрд кубов газа в октябре – декабре.
Ситуация благоволит к максимальной загрузке «Северного потока – 2» после того, как на нитках пройдут отладочные работы, а проект сертифицируют по европейскому законодательству в Германии.
Что касается ЕС, то дефицита газа на европейском рынке нет: уровень закачки в ПХГ вырос на 0,51% на 31 июля 2021 года, но высокие цены – они дошли до 480 долларов за тысячу кубов, вызывают нервную реакцию в ЕС и обвинения России в энергетическом давлении.
Однако «Газпром» выполняет все условиях газотранспортных соглашений с контрагентами из ЕС и выстраивает линию на коммерческой основе, выступая за деполитизацию тем «Северного потока – 2», украинского и польского транзитов.
Третий энергопакет сдерживает «Северный поток – 2»
«Пока говорить о перспективах «Северного потока – 2» рано. Необходимо окончательно достроить газопровод и вывести его из-под действия Третьего энергопакета, чтобы трубопроводная система была заполнена выше 50%», - констатирует Перов.
Вторая нитка «Северного потока – 2» будет достроена «Фортуной» к 1 сентября. Сомнений в этом нет, но могут возникнуть проблемы с процедурой сертификации – США отказались от санкций против проекта, но информационный фонд остается негативным.
На Брюссель давят евроатлантисты, прибалты, поляки и другие силы, связанные с США, они продолжают политику давления. Есть проблемы с Третьим энергопакетом, который распространила на «Северный поток – 2» газовая директива ЕС.
Созданный для «Северного потока – 2» европейский газопровод Eugal сегодня поставляет газ с «Северного потока – 1». Это произошло из-за того, что газопровод Opal снова уполовинили в результате польской апелляции. В деле остается много противоречий, по которым нет ясностей.
Административно-бюрократический процесс в ЕС идет долго, не быстрее чем в РФ, а этот вопрос находится в компетенции Еврокомиссии.
«Тактика «Газпрома» по снижению прокачки через Украину и Польши вместе с быстрым запуском «Северного потока – 1» из-за дефицита времени может не привести к успеху в краткосрочной перспективе», - заключает Перов.
В Евросоюзе уже начали говорить об альтернативном сценарии, а именно – о переходе на уголь, учитывая рыночный дефицит СПГ.
«Мы такое уже проходили, когда в период сланцевой революции дешевый американский уголь хлынул в Европу, а европейцы, несмотря на экологическую программу «20-20-20», с удовольствием воспользовались «грязным топливом»», - констатирует Перов.
«Угольный сценарий является вероятным из-за административных проволочек в Брюсселе», - резюмирует Перов.
Автор: Дмитрий Сикорский
Источник: Экономика сегодня, 04.08.2021