Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария в Новом Уренгое доказала зависимость энергорынка ЕС от России

Авария в Новом Уренгое доказала зависимость энергорынка ЕС от России

Нужно дождаться заявления «Газпрома» и после этого делать вывод об аварии на Уренгойском заводе, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.  

Просела поставка российского газа в ФРГ

Германский оператор Gascade сообщил, что большую часть 5 августа 2021 года поставки газа в газотранспортную систему ФРГ составляли 2,1 млн кубов в час, но с 17 часов началось снижение до 1 млн кубов в час.

Основные потери пришлись на газопровод «Ямал – Европа», проходящий через Польшу и Белоруссию. Поставки через маршрут в начале августа упали до 55 млн кубов газа в день, что в 3,5 раза меньше, чем в июне, а теперь находятся около нуля.

Поставки газа по «Северному потоку – 1» сохраняются на прежнем уровне, а польский маршрут стал жертвой аварии, произошедшей на первой очереди Уренгойского завода, где происходит подготовка конденсата к транспортировке.

Пострадавшее предприятие является крупнейшим объектом по переработке углеводородного сырья и входит в Уренгойский газодобывающий комплекс, обеспечивающий прием и переработку газового конденсата с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона.

Инцидент ухудшил газовую ситуацию в ЕС, ранее «Газпром» отказался выкупать дополнительные мощности поставок газа через Украину и Польшу в четвертом квартале 2021 года, и это привело к уходу биржевых цен на газ выше 500 долларов за тысячу кубов.  

Данные Gascade повлияли на нидерландскую биржу TTF, где газ с поставкой на завтра торгуется на уровне 520 долларов за тысячу кубов, цены очень высокие, это стало возможным из-за иссушения подземных газовых хранилищ (ПХГ) и дефицита СПГ.

Европейские эксперты обвиняют «Газпром» в нежелании увеличивать транзит газа через Украину и Польшу и в лоббировании запуска «Северного потока – 2», проект будет готов к старту в ноябре, а РФ собирается поставить через него нужные Европе объемы сырья.

Реальных оснований для претензий в отношении «Газпрома» нет, российская компания выполняет контрактные обязательства и не обязана увеличивать поставки на европейские хабы из-за того, что экспорт СПГ в ЕС снизился на четверть.

По аварии нельзя делать выводы

Что касается аварии в Новом Уренгое, то главный вопрос стоит по ее масштабам. Имеются сведения, что произошло снижение поставок в Ямало-Ненецком автономном округе, где производится 80% российского газа, инфраструктура там создавалась в 1980-е годы.

«Неизвестно, почему на «Ямал – Европе» сократились поставки. Нужно дождаться официального комментария «Газпрома», пусть компания объяснит, как дела обстоят на польском маршруте и на Уренгойском заводе», - констатирует Правосудов.  

Сложно сказать, повлияла ли авария в РФ на экспорт газа в ЕС по «Ямал – Европе» или снижение поставок через Польшу вызвано политикой «Газпрома», и есть ли здесь угроза невыполнения компанией контрактных обязательств.

Авария – это форс-мажор, но в контрактах прописаны штрафы, а западные СМИ с удовольствием воспользуются данным фактом.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что нет оснований связывать аварию в Новом Уренгое с недозагрузкой польского маршрута.

«Не было информации, что «Газпром» не исполняет контракты, поставки российского газа в Европу соответствуют обязательствам, по крайней мере, ничего другого в прессе не озвучивалось», - резюмирует Митрахович.

По аварии необходим комментарий «Газпрома», повлияла ли она на поставку ресурса через Польшу или это разные истории. Авария произошла далеко от газопровода «Ямал – Европа», поэтому в недозагрузке маршрута могут лежать другие причины.  

«Контрактные обязательства «Газпром» не нарушает, иначе бы у него давно появились риски. Время, чтобы заполнить европейские ПХГ, еще есть. Если сравнить средние позиции с 2020 годом, то катастрофы в ситуации нет», - заключает Митрахович.

Высокие цены на газ в Европе – это нормально

Цены на газ выросли, но это вызвано «коронакризисом» и общемировым удорожанием сырья. Дефицита предложения газа в ЕС нет, а ситуация с ПХГ имеет коммерческую причину, при ценах в районе 500 долларов за тысячу кубов хранилища невыгодно заполнять.

«ПХГ будут заполнены благодаря имеющимся мощностям и запуску «Северного потока – 2», что произойдет ближе к середине осени. «Газпрому» необходимо отбивать инфраструктурные затраты на газопровод, аналогичная ситуация у европейских компаний, также вкладывавшихся в проект, и это нормальная практика для рыночной экономики», - констатирует Митрахович.

Европейские обвинения в адрес «Газпрома», что он собирается качать газ через «Северный поток – 2», выглядят странно. Российская компания построила данную инфраструктуру не просто так, а чтобы качать через нее газ.

«Европейские компании также не торопятся закачивать газ в ПХГ, они не знают, какие цены будут осенью. Если бы они хотели закупить сырье, то существующего предложения в Европе для этого было бы достаточно», - резюмирует Митрахович.  

Цена в 520 долларов за тысячу кубов близка к рекордной, но в 2008 и 2009 годах стоимость газа также была в ЕС на высоком уровне.

«Были периоды, когда у «Газпрома» по долгосрочным контрактам цена на газ была 350 долларов за тысячу кубов, а нефть стоила 147 долларов за баррель. Европейцы раньше говорили, что на континенте будут самые низкие цены на газ, а поставщики будут расталкивать друг друга, но этого не случилось. Нет Катара, США и ранее расхваливаемого Азербайджана», - заключает Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики