Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Долгий запрет на экспорт топлива чреват сокращением его производства, а значит и дефицитом

И. Юшков: Долгий запрет на экспорт топлива чреват сокращением его производства, а значит и дефицитом

Розничные цены на бензин по всей России растут 11-ю неделю подряд. В опте стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже регулярно обновляет исторические максимумы в течение всего 2021 года. Индексы цен растут на все виды топлива: бензин, дизельное топливо, мазут, а также стоимость СУГ.Для стабилизации ситуации Минэнерго вначале скорректировало демпферный механизм на топливо, сейчас рассматривает запрет на экспорта бензина сроком на три месяца.

Помогут ли эти меры сдержать рост стоимости топлива Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Основная проблема для российского руководства не в том, что цена на топливо растет, а в том какими темпами она растет. Так как изначально правительство заявляло, что стоимость ежегодно будет увеличиваться в пределах инфляции. В 2021 году уже был сильный рост цен весной, поэтому возможности роста в пределах инфляции фактически исчерпана. Хотя инфляция в России в этому году будет довольно большая. Также ситуация с топливом для руководства страны усугубляется тем, что в сентябре будут выборы, а население сильно раздражается при виде роста цен на АЗС и усиливаются протестные настроения. Недовольства добавляют не только меняющиеся ценники на розничном рынке, но и просто новости о ценовых рекордах на бирже. Хотя повышение стоимости топлива на бирже не гарантирует моментального подорожания бензина в рознице. В итоге ответственность ложится на Минэнерго и Александра Новака как профильного вице-премьера. Соответственно, они используют те инструменты воздействия на рынок, которые у них есть. Один из таких инструментов - запрет на экспорт бензина. Если запереть весь объем топлива на внутреннем рынке, то, как минимум биржа получит дополнительные поставки, и цены снизятся. Но подобные инструменты нельзя использовать слишком долго. Даже три месяца, о которых сейчас идет речь - это продолжительный период. Нефтяники могут просто сократить выпуск бензина в случае нерентабельности его продаж на внутреннем рынке. Запрет на экспорт в этом случае породит дефицит и мы опять вернемся к тому с чего начинали - рост цен на бирже из-за недостаточности поставок.

Но я думаю, что запрет на экспорт - это самый последний инструмент Минэнерго в споре с правительством. Сейчас идет активный спор и стороны могут заключить неформальное соглашение: правительство не запрещает экспорт бензина, нефтяные компании добровольно пускают дополнительные объемы на биржу и сбивают там цены. Тем более, что повышенный спрос на бензин продлится еще 1-2 месяца. Так как в этом году многие люди предпочли поехать на отдых по России на своих автомобилях - к октябрю потребление бензина снизится, что облегчит ситуацию с дефицитом на бирже.

Демпфер в целом помогает регулировать цены на нефтепродукты. Но он работает в основном на уровне ВИНКов. Ведь с лета, когда заработал его обновленный вариант мы видим довольно умеренный рост цен на топливо. ВИНКИ на своих АЗС сдерживают рост цен. Ведь они в большей степени покупают топливо в рамках структур самой компании, а не на бирже. А из-за дефицита и высоких цен на бирже страдают независимые сети.

Важно отметить, что у государства в целом много инструментов, чтобы снизить розничные цены: сократить или отменить акциз на топливо, укрепить рубль, чтобы повысить рентабельность продаж нефти и нефтепродуктов на российском рынке, еще раз изменить демпфер. Но эти меры должны применять Минфин, ЦБ, правительство в целом. Т.е. это не инструменты исключительно Минэнерго. И в итоге мы видим классическую бюрократическую картину, когда одно ведомство выполняет только свои задачи (Минфин пополняет бюджет, ЦБ сдерживает инфляцию и т.д.) и не хочет помогать соседнему ведомству в выполнении его задач. И как это сказывается на состоянии населения отдельному ведомству безразлично, у него есть свой набор целей.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 06.08.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики