Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария на заводе «Газпрома». Что важно знать

Авария на заводе «Газпрома». Что важно знать

Из-за масштабного пожара на газохимическом комплексе «Газпрома» в Новом Уренгое сократились поставки газа по газопроводу Ямал — Европа. Это уже вызвало взлет цен на европейском рынке на 6%

Как произошла авария

Пожар на заводе «Газпрома», который расположен в 28 км от Нового Уренгоя и занимается подготовкой газового конденсата к транспортировке, начался в ночь на 5 августа, спасательные службы сообщили о его локализации к полудню того же дня, однако полностью справиться с огнем удалось только к утру 6 августа. Об этом сообщило Главное управление МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу.

«В результате произошедшего погибших и пострадавших нет, огнем повреждены конструктивные элементы здания на площади 2 тыс. кв. м и находящееся внутри оборудование», — сообщили в МЧС. Причины пожара устанавливаются. В пресс-службе «Газпрома» РБК сказали, что компания анализирует причины и последствия аварии. Ростехнадзор создал комиссию по расследованию причин аварии на заводе, сообщили журналистам в пресс-службе ведомства.
После сообщений о пожаре прокачка газа по газопроводу Ямал — Европа снизилась вдвое, с 1,9–2,1 млн до 1 млн куб. м в час. Однако к утру 6 августа объемы прокачки подросли до 1,5–1,6 млн куб. м газа в час.

По информации Bloomberg, после аварии «Газпром» также приостановил поставки сырья на свой завод стабилизации газового конденсата в Сургуте (мощность — 12 млн т в год).

Завод, на котором произошла авария, входит в дочернюю компанию «Газпрома» «Газпром переработка». Как говорится на сайте предприятия, он является крупнейшим по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера и частью Уренгойского газодобывающего комплекса, «обеспечивающего бесперебойный прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона». Завод занимается первичной переработкой газового конденсата, организацией транспортировки газового конденсата в магистральный конденсатопровод Уренгой — Сургут, а также производит нефтепродукты.

Как это сказалось на ценах на газ

По состоянию на утро 6 августа спотовые цены на газ в Европе на голландском хабе TTF поднимались почти до $550 за 1 тыс. куб. м, что более чем на 6% превышает цену на момент закрытия накануне. Но позже стоимость снизилась до $540, по мере восстановления экспортных поставок ожидается дальнейшая коррекция цен на газ вниз, считает Кирилл Бахтин, старший аналитик инвестиционного банка «Синара». К концу торгового дня пятницы, 6 августа, цены на газ скорректировались до $526 за тыс. куб. м., по данным ICE.

Достигнутый уровень цен — рекорд 2021 года. Ранее, 3 августа, на фоне сезона закачки газа в подземные газовые хранилища и отказа «Газпрома» от бронирования дополнительных мощностей на прокачку газа через Польшу и Украину стоимость газовых фьючерсов на лондонской бирже ICE достигала $520 за 1 тыс. куб. м. По данным замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, за последние 30 дней цены на газ выросли примерно на 30%, или на $130 за 1 тыс. куб. м, по сравнению с началом июля 2021 года.

«Газпром» отказался резервировать дополнительные мощности газопровода Ямал — Европа через Польшу на четвертый квартал текущего года и три квартала следующего в объеме 89 млн куб. м в сутки. Заполняемость газохранилищ (ПХГ), в том числе принадлежащих «Газпрому», в текущем году отстает от прошлогодних объемов: в австрийском Баумгартене они заполнены всего на треть (хотя привычный для начала августа уровень составляет примерно две трети), а в Германии — примерно наполовину, свидетельствует европейская статистика.

Два года назад европейские газохранилища заполнились с рекордным объемом на фоне ожидания разрешения конфликта между «Газпромом» и «Нафтогазом» во время судебных процессов в Стокгольме. По итогам 2019 года был заключен новый пятилетний контракт на прокачку газа «Газпрома» через Украину в Европу начиная с 1 января 2020 года. По условиям этого контракта, «Газпром» должен прокачать через Украину как минимум 225 млрд куб. м газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд куб. м — в 2020-м и по 40 млрд куб. м ежегодно в течение последующих четырех лет.

В мае 2020 года цена на газ в Европе снижалась до $34 за 1 тыс. куб. м на фоне ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

По итогам 2020 года доля «Газпрома» в потреблении Европы и Турции снизилась на 3 п.п. — до 33%, или 175 млрд куб. м, сообщала 14 января глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. В бюджет «Газпрома» на 2021 год заложена средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье $170 за 1 тыс. куб. м. Однако в июне 2021 года, по данным аналитиков «Ренессанс Капитала», «Газпром» повысил этот прогноз до $240 за 1 тыс. куб. м. Более 80% продаж «Газпрома» в Европу сейчас осуществляются по спотовым индексам разного временного базиса.

Какие могут быть последствия у инцидента

Как говорится в обзоре банка ВТБ, если «Газпром» не сможет быстро ликвидировать последствия аварии, то может потерять до 0,5% EBITDA в год в случае сохранения уменьшенных вдвое поставок по маршруту Ямал — Европа (экспортная мощность — около 33 млрд куб. м в год) до конца августа.

В отчете «Ренессанс Капитала», на который ссылается «Интерфакс», говорится, что авария на Новоуренгойском ГПЗ «Газпрома» приведет к снижению добычи концерном газа на 8 млрд куб. м и газового конденсата на 5 млн т в 2021 году (29% от ожидаемой добычи группы за этот год), приводят расчет аналитики.

По данным аналитиков, поврежденное оборудование уже планировалось заменить. В марте 2021-го правление компании приняло Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на 2021–2025 годы с вводом нового оборудования на заводе в Уренгое в 2022 году. Эксперты полагают, что компания не будет ремонтировать поврежденное оборудование, а введет в эксплуатацию новые мощности в следующем году.

Два источника в «Газпроме» сообщили РБК, что из-за аварии на заводе пока не удается добывать на ключевых промыслах «Газпрома» в Уренгое и Ямбурге и газ, и конденсат одновременно. Именно поэтому пришлось снизить поставки газа по газопроводу Ямал — Европа и приостановить добычу всего сырья. «Процессы добычи газа и конденсата связаны: при работающем заводе под Новым Уренгоем конденсат уходил туда, перерабатывался и поставлялся затем на завод в Сургуте. «Жирный» газ (то есть с конденсатом в составе) технологически невозможно экспортировать в Европу: в газопровод Ямал — Европа идет только «сухой» газ, то есть очищенный от конденсата», — поясняет один из собеседников РБК в «Газпроме».

О сроках полной ликвидации последствий аварии и стоимости ремонта завода пока не сообщается. РБК направил запрос в пресс-службу ГХК Нового Уренгоя.

По словам директора отдела корпораций агентства Fitch Дмитрия Маринченко, падение транзита по газопроводу Ямал — Европа может быть связано не только с аварией, но и с нежеланием «Газпрома» увеличивать поставки газа в Европу накануне запуска «Северного потока-2». По его мнению, у «Газпрома» есть возможность в случае необходимости переориентировать поставки на альтернативные маршруты, в том числе через Украину.

По мнению Гривача, если предложение газа на европейском рынке из-за аварии сократится, это даст дополнительный толчок ценам в Европе, поскольку придется перекупать партии СПГ у азиатских импортеров. Экстренно заместить поставки «Газпрома» газом конкурентов (от Норвегии до Алжира) с поставкой по трубопроводам оперативно не получится.

Кто может заместить поставки газа в Европу

Основными конкурентами «Газпрома» по поставкам трубопроводного газа в Европу являются Норвегия и Алжир. В 2020 году, по оценкам Platts, они поставили около 102,55 млрд и 22 млрд куб. м газа соответственно. Также газ в Европу поставляют Нидерланды, Великобритания, Азербайджан, Нигерия, Ливия, Иран и др. Основной поставщик СПГ в Европу — Катар, но также туда поступает сжиженный газ из США и других стран мира. Одним из российских поставщиков СПГ в Европу является НОВАТЭК.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 06.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики