Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пожар на Ямале разогрел европейские рынки

Пожар на Ямале разогрел европейские рынки

В результате аварии на заводе по подготовке конденсата в Ямало-Ненецком автономном округе вдвое сокращены поставки по газопроводу «Ямал-Европа». На этом фоне цена газа в Европе побила очередной рекорд. Неожиданно инцидент может сыграть на руку «Газпрому», поскольку дает новые аргументы в пользу скорейшего пуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2».

Возгорание на установке деэтанизации конденсата первой очереди Уренгойского завода произошло в ночь на четверг. Потушить пожар удалось только к утру пятницы. Пострадавших в результате инцидента нет. В «Газпроме» пока не могут сказать, каков масштаб ущерба. «Компания анализирует причины и последствия аварии на заводе по подготовке конденсата», – сообщили «Федерал Пресс» в пресс-службе концерна.

«Весь вопрос в том, что и где там загорелось. Если это утечка из трубопровода, могло обойтись просто возгоранием. Если это авария на установке, тогда, конечно, без взрыва не обойдется. Но пока мы ничего точно не знаем», – говорит советник председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Паническая атака

В результате аварии был вдвое – с 2,1 млн до 1 млн кубометров в час – снижен объем прокачки по газопроводу «Ямал–Европа» в Германию. При этом поставки по газопроводу «Северный поток» не пострадали. К утру пятницы поставки частично восстановились. Тем не менее новость о пожаре и сокращении поставок вызвала новую волну ажиотажного спроса на газ в Европе. Цена топлива на ключевом хабе TTF на открытии торгов составила 542,3 доллара за 1 тыс. кубометров, а на пике достигала рекорда – 546,3 доллара за 1 тыс. кубометров. Акции «Газпрома», напротив, подешевели – в пике падение составляло почти 3 %.

По мнению Рустама Танкаева, рост этот был чисто спекулятивным. «Это один из многих заводов, и даже не завод по подготовке газа. И то, что это повлияло на поставки газа – это просто некуда было сбрасывать конденсат и пришлось ограничиться», – объясняет аналитик.

«Это крупный завод, который играет важную роль в технологической цепочке по так называемому жирному газу, но в целом его объемы в общей добыче «Газпрома» не столь велики и на безопасности газоснабжения потребителей это не скажется», – соглашается заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Снижение поставок по «Ямал–Европе» было, но в общем потоке это тоже не столь заметно. К тому же сейчас часть снижения уже компенсирована. Контракты на поставку, судя по всему, выполняются, отмечает эксперт.

По оценке «Ренессанс Капитала», авария приведет к снижению добычи газа на 8 млрд кубометров, что на фоне общей добычи крайне незначительно – даже в кризисном 2020 году она составила 453,5 млрд кубометров. Сильнее пострадает добыча газового конденсата – в 2021 году ожидается потеря 5 млн т (в 2020 году было добыто 16,3 млн т).

Куда серьезнее могут быть экологические последствия аварии. «При пожаре такого масштаба в воздух поступают огромные объемы углекислого газа, угарного газа, сажи и несгоревших углеводородов, – объясняет руководитель отделения проектов российского отделения Greenpeace Виктория Глущенко. – Пока у нас нет данных от «Газпрома», точно оценить масштаб ущерба окружающей среде невозможно. Но данный инцидент показывает, насколько опасна нефтегазовая отрасль». В качестве альтернативы Greenpeace предлагает «Зеленый курс», который предусматривает в будущем переход на более экологически безопасные технологии.

Не было бы счастья

Сам факт сокращения поставок, даже кратковременного, может сыграть на руку «Газпрому», став еще одним аргументом в пользу скорейшего запуска газопровода «Северный поток – 2». В Европе крайне обеспокоены низким уровнем заполненности подземных газохранилищ. Накануне на сейте dw.com появилась большая паническая статья, где говорилось о том, что к началу отопительного сезона плановый уровень достигнут точно не будет. Автор обвинил в этом «Газпром», который якобы сознательно сокращает объемы закачки, чтобы поставить Европу перед выбором – либо запуск СП-2, либо нехватка газа зимой.

«Что касается наполнения европейских хранилищ, то это одновременно и причина, и следствие конъюнктуры рынка. Доля мощностей, которыми пользуется «Газпром» в европейских ПХГ меньше 10 %. Все игроки оценивают коммерческую привлекательность закачки очень невысоко, они не уверены, что смогут окупить затраты на хранение», – скептичен Алексей Гривач.

Уровень заполнения ПХГ в Европе действительно ниже, чем требуется на это время года, и пуск «Северного потока – 2» на самом деле весьма актуален для европейцев, отмечает Рустам Танкаев. «Если в этом году газопровод будет запущен, я не исключаю, что к нему даже не будет применяться Третий энергопакет (требует от монополистов предоставлять 50 % своих транспортных мощностей независимым производителям газа. – Прим. ред.) Потому что в ситуации, когда в Европе неблагополучно все с запасами газа, они легко обходят свои же ограничения. Это показывает опыт эксплуатации «Северного потока – 1». Сначала было 50 % загрузки, потом в Европе похолодало – сделали 70 %, похолодало еще – довели загрузку до 100 %», – говорит эксперт.

Справка «ФедералПресс»

Завод по подготовке конденсата к транспортировке (ЗПКТ) является частью Уренгойского газодобывающего комплекса, обеспечивающего бесперебойный прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Это крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера расположено на 100 гектарах недалеко от Нового Уренгоя. С 2014 года на ЗПКТ ежегодно поступает более 11 млн тонн нестабильного газового конденсата.

На заводе реализуется инвестиционный проект «Газпрома» по развитию альтернативной схемы транспорта и переработки жидких углеводородов в Надым-Пур-Тазовском регионе. Строящийся комплекс обеспечит подготовку ачимовского конденсата в объеме 4 млн тонн в год и его транспортировку в стабильном состоянии совместно с нефтью, добываемой в регионе, в магистральный нефтеконденсатопровод «Уренгой-Пур-Пэ». После ввода в эксплуатацию объектов альтернативной схемы мощность завода по приему сырья составит около 16 млн тонн в год.

Автор: Дмитрий Павлович

Источник: ФедералПресс, 06.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики