|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и ФРГ запутались в российском «энергетическом оружии» США и ФРГ запутались в российском «энергетическом оружии»Совместное заявление США и ФРГ необязательно для РФ, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Совместное заявление США и ФРГ не повлияет на РФРоссийский посол в Германии Иван Нечаев дал интервью «Известиям», где рассказал о ситуации с «Северным потоком – 2» и внес ясность по совместному заявлению США и ФРГ, сделанному в июле по проблемам Украины и европейского энергорынка. Нечаев назвал данный акт юридически необязывающим документом, который для РФ не имеет значения – Москва не участвовала в его подготовке. Заявление не повлияет на темпы сооружения и сроки сдачи «Северного потока – 2». Работы по проекту находятся на финальной стадии, до их окончания остаются недели. Что касается транзита газа через Украину, то Нечаев сослался на заявление президента РФ Владимира Путина о целесообразности наличия такого маршрута. С дипломатом нужно согласиться, совместное заявление США и ФРГ носит опереточный характер. В тексте перечислено огромное количество моментов и факторов, большинство из которых плохо прописаны. Заявление больше походит на пропагандистcкий документ, чем на план действий США и ФРГ по таким вопросам, как «Северный поток – 2», энергобезопасность ЕС и транзит газа через Украину. У документа только одна тактическая цель: оправдать в глазах общественности США заморозку санкций в отношении «Северного потока – 2» и снять данный вопрос с американо-германской повестки перед выборами в бундестаг, которые состоятся в следующем месяце. Договоренность носит формальный характер«Северный поток – 2» почти наверняка достроят до конца августа 2021 года, а главный вопрос заключается в сертификации проекта, которую немцам надо провести по законодательству ЕС, при этом в самой Германии существует лобби, настроенное против «СП-2». «Совместное заявление США и ФРГ не является формальной сделкой, данный документ не может наложить обязательства на РФ. Его можно назвать дипломатической победой Берлина из-за отсутствия там прописанных обязательств», - констатирует Юшков. В ФРГ евроатлантисты пытаются показать соглашение как перечень уступок Берлина украинцам и американцам, но в реальности там отсутствуют жесткие обязательства за исключением пункта о вложении 70 млн евро в украинские энергопроекты. «Специального режима в отношении «Северного потока – 2» в совместном заявлении США и ФРГ не обговорено. Если посмотреть документ, то там прописано жесткое противодействие РФ, но если убрать эмоциональный окрас, то окажется, что ничего нового в нем нет. В тексте прописано, что Берлин должен ввести санкции против проекта в случае использования его как энергооружия», - заключает Юшков. Однако, во-первых, нет четкого определения понятия «энергооружие», а во-вторых, позиция «Газпрома» прозрачна. Российская компания не будет отказывать ни от одного направления поставок газа в Европу, но будет выбирать коммерчески выгодные варианты. С коммерческой составляющей у украинского маршрута проблемы, есть вопросы о его дееспособности во второй половине двадцатых годов, не говоря уже о несоответствии ГТС Украины современным экологическим требованиям. На самом деле поддержка данного направления на плаву и есть самое настоящее энергооружие, направленное Западом против РФ по политическим причинам. Украина должна конкурировать за транзит«Второй пункт возможного введения санкций против «Северного потока – 2» по совместному заявлению – это агрессивные действия РФ в отношении Украины, но они бы и так были введены, если бы такое случилось. Россия так не поступала и не планирует поступать, поэтому пункт выглядит жестко, в реальности он не введет к ограничениям против проекта», - резюмирует Юшков. РФ не выступает против переговоров о транзите газа через Украину, но у Москвы есть серьезные вопросы по ультимативному тону совместного соглашения, где проведение такого саммита не ранее 1 сентября 2021 года вменяется нашей стране в обязанность. Перед нами прямое вмешательство во внутренние дела РФ – Москва не будет вести в таком тоне переговоры ни по газу, ни по другим вопросам. «Москва не обязана ничего подписывать, это Берлин обязуется быть стороной переговоров по украинскому транзиту. Россия не против такого разговора, мы много раз говорили, что в случае выгодных условий готовы рассмотреть новый транзитный договор», - констатирует Юшков. Вопрос здесь упирается в экономику и коммерческую выгоду, к чему не относится энергетическая безопасность Украины. Германия сама должна позаботиться об украинских интересах, например, увеличив закупки газа в России для обеспечения украинского маршрута. «Украинцы должны сами конкурировать за транзит, предложив РФ выгодную цену, а так «Газпром» действует по газотранспортному соглашению 2019 года, которое обязался выполнить, а дальше мы ничего не гарантируем», - заключает Юшков. В ЕС сегодня ведут странную газовую политику – с одной стороны обвиняют «Газпром» из-за нежелания компании увеличить транзит через Украину и Польшу, а с другой – вводят в отношении российских газотранспортных проектов новые ограничения. Ярким примером является удовлетворение европейского суда на польскую апелляцию по газопроводу Opal, после которого «Северный поток – 1» был уполовинен в нагрузке. По словам Нечаева, такие выверты стали возможны из-за того, что Евросоюз руководствуется политическими, а не экономическими интересами стран старого континента. Автор: Дмитрий Сикорский Источник: Экономика сегодня, 09.08.2021 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Правительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |