Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климатические радикалы сделают газ золотым

Климатические радикалы сделают газ золотым

Цены на газ на мировом рынке в последнее время бьют рекорды. Хотя, казалось бы, курс западного мира к желанному безуглеродному будущему с переходом на ВИЭ и зелёный водород должен приводить к обратному. Но у рынка свои законы, которые не обмануть манящими речами об углеродной нейтральности.

На прошлой неделе спотовые цены на газ достигли заоблачных высот: на голландском хабе TTF утром 6-го августа они поднимались до невиданных $550 за тысячу кубометров. Стоит отметить, что как раз перед этим случился пожар на газохимическом комплексе "Газпрома" в Новом Уренгое, из-за чего сократились поставки по газопроводу Ямал — Европа. Пожар — событие досадное, но тенденция к сокращению поставок в Европу обозначилась задолго до него.

Уже в начале июля цена на газ на европейском форвардном рынке преодолела рубеж в $400 за тысячу кубометров и продолжила свой ничем не сдерживаемый взлёт. Подумать только, в мае 2020 года на фоне повсеместных ограничений из-за пандемии эта цена снижалась до $34 за тысячу куб. м! Главная причина в том, что сегодня предложение не поспевает за спросом. Тут сошлись воедино такие факторы, как:

  • восстановление мировой экономики после пика пандемии,
  • погодные условия,
  • климатическая политика,
  • снижение мощностей по производству СПГ при росте спроса на него и т. д.

Как отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков, спрос на газ растёт из-за ужесточения углеродного регулирования при одновременном росте цен на уголь (цепочка его поставок нарушена в связи с пандемией и торговой войной Китая с Австралией), из-за падения добычи сланцевой нефти в США вместе с попутным газом и, кроме того, дефицита СПГ-танкеров.

Свою роль сыграли отказ "Газпрома" от бронирования дополнительных транзитных мощностей через Украину, а также сокращение поставок газа по газопроводу "Ямал — Европа", который проходит через Белоруссию и Польшу в ФРГ. Конечно, дело тут не в политике, а необходимости заполнения российских ПХГ (подземных хранилищ газа). В "Газпроме" сообщают, что свои контрактные обязательства концерн выполняет, а с дополнительными заявками придётся подождать до запуска "Северного потока-2". Пусть Европа "благодарит" за это США с их санкциями, надолго затянувшими окончание проекта.

Хранилища газа в Евросоюзе рекордно опустели: в австрийском Баумгартене они заполнены всего лишь на треть, а в Германии — примерно наполовину. Поставщики СПГ предпочитают более выгодные направления — Азию и Южную Америку. Например, в Азии цены на СПГ в последний год подскочили в шесть раз. Там планируют построить десятки новых газовых электростанций в ответ на растущие потребности в электроэнергии. Европу не спасают пока ни дополнительные (по сравнению с прошлым годом) объёмы из России, Алжира, Азербайджана, ни возобновившиеся поставки газа из норвежского месторождения Тролль.

Золотой век природного газа

Глава отдела "Газ и энергетика" S&P Global Platts Ира Джозеф считает сильным аргументом в пользу дорогого газа политику агрессивного отказа от угля и быстрый переход на электротранспорт. Стагнирование проектов нефтяных месторождений приведёт к тому, что сама добыча газа должна будет доказать свою рентабельность. Сейчас мы находимся в фазе, когда ввод новых мощностей закончился, а инвестиции просели, утверждает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поэтому в ближайшие 2-3 года ожидается рынок продавца.

Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что к 2024 году спрос на газ вырастет на 7%. По данным McKinsey, спрос на СПГ до 2035 года будет ежегодно расти на 3,4%. При существующих тенденциях к тому времени дефицит предложения может достигнуть 220 млрд кубометров. Рост цен на природный газ будет иметь своим следствием не только подорожание коммунальных услуг для рядовых потребителей, но и риски инфляции, дестабилизирующей экономику. А ведь история с газом так хорошо начиналась.

В прошлом десятилетии, пока цены на газ были вполне демократичными, коммунальные предприятия и промышленность стали потреблять его всё более активно. В то время МЭА предрекло миру "золотой век" спроса на природный газ: и действительно, за десяток лет его потребление выросло на 30%. В пользу газа говорил и тот факт, что это самое чистое из горючих видов ископаемого топлива. По сравнению с углём он выделяет почти на 50% меньше двуокиси углерода.

Всё поменялось, когда на Западе стал преобладающим голос той части борцов с изменением климата и глобальным потеплением, которые требовали быстрых действий по принципу "мы за ценой не постоим". Вкладывать деньги в компании, добывающие ископаемое топливо, было признано моветоном. Финансовые организации стали объединяться в фонды, проповедующие принципы ответственного инвестирования, отказываясь поддерживать те компании, которые, на их взгляд, не уделяют внимания целям экологии, социальной политики и корпоративного управления (принципы ESG).

За дровами в Сибирь?

Переход к низкоуглеродному будущему, а тем более к климатической нейтральности не может быть одномоментным. Этого не могут не понимать ответственные эксперты, которые при анализе экономических реалий дают ход не эмоциям, а разуму. Тем более опрометчивым представляется заявление МЭА о том, что нужно немедленно отказаться от инвестиций в новые нефтегазовые проекты во имя достижения углеродной нейтральности к 2050 году.

Углеродное регулирование на пути к экологическим целям стимулирует энергетику переходить от вредного угля к более чистому топливу — природному газу, учитывая что возобновляемые источники энергии развиты недостаточно. Однако сокращение инвестиций, как того требуют озабоченные климатом бизнес-структуры и политики, будет приводить к недостаточной добыче газа и дальнейшему удорожанию энергии. Таким образом, достигается эффект, обратный желаемому. Как отметил заместитель председателя правления "Новатэка" Марк Джетвей, в мире достаточно газа, но отсутствует достаточная поддержка со стороны правительств. Блокировка "СП-2" и реклама декарбонизации уже привели к росту потребления угля в Европе и других регионах.

Уместно вспомнить шутливое высказывание президента Владимира Путина, обращенное к участникам экономического форума в Берлине более 10 лет назад:

 

"Немецкой общественности почему-то не нравится атомная энергетика… Но я вообще не понимаю, чем вы будете топить. Газа вы не хотите, атомную энергетику не развиваете. Вы будете дровами топить? Но и за дровами надо в Сибирь ехать".

 

Эксперт Алексей Гривач считает, что быстро и экономически эффективно сократить выбросы парниковых газов и других вредных веществ в атмосферу можно за счет ставки на природный газ вкупе с ВИЭ. Вместо этого мы наблюдаем климатический радикализм в речах и хаотичные действия в субсидировании ВИЭ, что в итоге приводит к косвенному поощрению развития угольной генерации в развивающихся странах.

Как решительно заявил Марк Джетвей, нужно забыть этот нонсенс про отказ от инвестиций в ископаемые виды топлива с 2021 года и принять тот факт, что природный газ будет рядом с нами на многие десятилетия вперёд.

Автор: Усам Оздемиров

Источник: Pravda.ru, 09.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики