Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическая революция: результаты и показатели

Энергетическая революция: результаты и показатели

«Озеленение» мировой экономики задержат дефицит инвестиций и технологического сырья

К обсуждению набирающей в последнее время все большую актуальность проблемы энергоперехода (процессу замещения доли углеводородного топлива в мировом энергобалансе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии – ВИЭ) подключился спецпредставитель президента России по связям с международными организациями Анатолий Чубайс. «Новая технологическая революция, или глобальный энергопереход, в течение ближайшего десятилетия приведет к масштабной страновой перегруппировке, не позже конца 2020-х годов сформируется группа лидеров, которые сформируют новую мировую элиту», — предупредил он в письме. Чубайс считает необходимым обсудить в формате «круглого стола» вопросы новой технологической революции. В своем письме потенциальным участникам планируемой сессии, чиновник отметил, что энергопереход спровоцирует трансформацию элит.

Однако, традиционные элиты на самом деле никуда не денутся, так как ведущие игроки нефтегазового рынка (включая российских) стратегически смотрят на свои бизнесы и уже сейчас готовят сценарии для их диверсификации и адаптации современным течениям в энергетике. Так что матрица элит вряд ли претерпит коренные изменения в грядущем десятилетии.

К тому же странно полагать, что в ближайшие как минимум 20 лет углеводороды потеряют свою актуальность. Ведь их замещение ВИЭ будет происходить весьма посредственными темпами, без революционных сценариев. Вовсе на факт, что та же мировая мода на электромобили будет вдруг форсирована. Банальный дефицит металлов (литий, кобальт, никель) для производства аккумуляторных батарей для электромобилей и промышленных накопителей энергии отдаляет горизонт глобального отказа от углеводородного топлива. И тем иллюзорней рассуждения футурологов о набирающей ход мировой электромобилизации и прочих модных «зеленых» концепциях, на фоне социальных контрастов экономик развитых и развивающихся стран. Когда, например, в Индии, второй по численности населения стране на планете, по-прежнему повозки за оглобли порой тягают люди – обыкновенных рикш по-прежнему можно встретить на улицах Калькутты, даже несмотря на действующий запрет властей государства на подобный род деятельности.

Есть и генеральный довод, что энергопереход не будет столь стремительным, как пропагандируют «климатические лоббисты». На эту пресловутую затею попросту нет достаточных финансовых ресурсов, а только лишь на пропаганде «чистой энергии» и лоббизме «потеплистов», искусственно разогнать процесс отказа от ископаемого топлива не получится. По подсчетам экспертов, на развивающиеся страны приходится 61% всего мирового энергопотребления. Для развития дорогостоящей «зеленой энергетики» там попросту нет денег, тогда как энергопотребление в целом будет возрастать.

Реальный энергетический прорыв больше вероятен в другой сфере – мирном атоме, в особенности – управляемом термоядерном синтезе. Решение проблемы промышленной проекции термоядерной энергии на отрезке нескольких десятилетий вполне вероятно, учитывая растущую активность мирового ученого сообщества на этом наукоемком перспективном направлении.

Пока же из-за «зеленых» инициатив, с энтузиазмом генерируемых Евросоюзом, международные нефтегазовые концерны развитых стран попросту оказываются в регуляторных тисках: их призывают сокращать углеродный след и принимать программы социально-экологической ответственности (ESG – окружающая среда, социальное развитие, управление компанией – форма социально ответственного инвестирования, когда решение о вложениях средств в бизнес принимается на основе вклада компании в развитие общества). В связи с чем, некоторые активы компании порой вынуждены продавать тем отраслевым игрокам, которые продолжают работать вне рамок жесткого экологического регулирования. Покупателями же зачастую становятся фирмы развивающихся стран. По данным международной консалтинговой группы Wood Mackenzie, подобная «распродажа» стартовала в 2018 году, в ходе которой ряд ведущих глобальных энергоконцернов (ExxonMobil, Chevron, BP, Royal Dutch Shell, Total и Eni) выручили более $28 млрд. И этот процесс продолжается. В результате, отчетность таких компаний становится более «зеленой». А вот на деле выбросов углерода, очевидно, будет даже больше. Потому как у новых владельцев активов зачастую нет ни финансовых возможностей, ни особых моральных порывов блюсти столь же высокие экологические регламенты, которых придерживались прежние хозяева.

Забавно и то, что климатическая повестка затянула в свою воронку и проблему планетарного метеоризма скота, считающейся весомой составляющей в общей эмиссии парниковых газов. А рецептом для сдерживания роста поголовья коров и свиней может стать введение спецналога на мясо. Такое предположение высказал спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков в начале августа в ходе образовательного мероприятия «Архипелаг 2121»: «В России может появиться налог на мясо из-за политики учета углеродного следа, которая в будущем может распространиться на животноводство».

Даже нынешняя ситуация в части европейских надежд на ВИЭ не показывает большой эффективности в части «озеленения» энергобаланса региона – биржевые цены на газ в Европе этим летом продолжают бить рекорды на фоне ажиотажного спроса. Причем вскоре, в осенне-зимний сезон, закупки «голубого топлива» в странах Старого Света, скорей всего, еще вырастут. Равно как и его стоимость. Это, безусловно, позитивная история для экспортеров, в частности «Газпрома» и НОВАТЭКа.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 09.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики