Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Фонтан посреди моря»: под Новороссийском произошел крупный выброс нефти

«Фонтан посреди моря»: под Новороссийском произошел крупный выброс нефти

Площадь разлива оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявлялось изначально

Под Новороссийском в море произошел крупный выброс нефти. Утечка произошла с греческого танкера Minerva Symphony при погрузке с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Изначально в компании заявляли о том, что площадь разлива составляет 200 кв. м, однако позже Институт космических исследований (ИКИ) РАН сообщил, что она в 400 тыс. раз больше и достигает 80 кв. км. Какие последствия могут быть у разлива нефти в Черном море и сколько займет его устранение — выясняли «Известия».

Под Новороссийском произошел выброс нефти

В Черном море под Новороссийском произошел крупный разлив нефти. Залповый выброс был зафиксирован с греческого танкера Minerva Symphony при погрузке с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Об этом сообщили в пресс-службе Росморречфлота. 

Как рассказали «Известиям» в КТК, утечка произошла 7 августа в 16:49 на терминале в Южной Озереевке. Для локализации последствий инцидента оперативно привлекли средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов), выставили боновые заграждения, задействовали четыре нефтесборные системы и емкости для сбора нефти. В тот же вечер разлив локализовали. По утверждению КТК, площадь утечки составляла около 200 кв. м, объем — порядка 12 куб. м.

— Утром 8 августа ситуация была нормализована и не представляла опасности для населения, флоры и фауны Черного моря, — заявили в консорциуме.

В КТК отметили, что в данный момент специалисты проводят работу по мониторингу акватории. Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, сотрудники которых берут пробы в территориях, прилегающих к Морскому терминалу.

Причина разлива нефти

Причиной разлива нефти под Новороссийском стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства, сообщили «Известиям» в КТК. На время ликвидации последствий утечки отгрузка нефти на терминале была временно остановлена.

Для расследования причин и условий, приведших к инциденту, в консорциуме создана специальная комиссия. По данным источника «Известий», в качестве одной из причин рассматривается производственный брак.

— Все основные последствия уже ликвидированы. К 23 часам того же дня нефть была собрана. Позднее начался шторм, мощный ураган, и некоторые пятна приблизились к берегу. Бригады от КТК оперативно реагировали на такие происшествия, выезжали на места, — рассказал собеседник портала.

По его словам, на месте аварии продолжает работать оперативный штаб, усилены меры безопасности. По итогам работы комиссии будут разработаны превентивные меры для недопущения подобных ЧП.

Площадь утечки оказалась в 400 тыс. раз больше

Однако 10 августа Институт космических исследований (ИКИ) РАН сообщил, что площадь разлива нефти, произошедшего в районе Новороссийска при погрузке танкера, в 400 тыс. раз больше, чем заявил Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

— Разлив значительно больше заявленного, поскольку площадь нефтяного загрязнения составила на момент радиолокационной съемки почти 80 кв. км. Нефтяное пятно 8 августа было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 км, — говорится в сообщении.

Как отмечается, о настоящей площади разлива свидетельствуют снимки, сделанные спутником Sentinel-1. Их проанализировали сотрудники Института океанологии РАН и Института космических исследований РАН.

Как объяснил «Известиям» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович, владельцы транспортных средств или инфраструктуры для хранения нефти часто склонны занижать уровень экологического ущерба при авариях, пытаясь минимизировать возможную ответственность. Однако позже зачастую выясняется, что масштаб заражения значительно выше.

— Изначально заявленные 200 кв. м загрязнения — это очень мало для выброса с танкера. Хотя и до крупных катастроф история не дотягивает. Например, при аварии танкера Exxon Valdez на Аляске в 1989 году площадь загрязнения составила 28 тыс. кв. км. Сейчас же говорят максимум о 80 кв. км, — говорит эксперт.

По его словам, нефть не концентрируется на малом пространстве после разлива — она растекается по воде, отсюда и рост площади заражения. Положительным фактором оказалось то, что разлив произошел в теплом Черном море, а не в водах Арктики, где убрать загрязнение значительно сложнее и экологический ущерб был бы намного выше.

Росприроднадзор оценит ущерб от разлива нефти

Росприроднадзор проведет оценку ущерба от разлива нефти в море, когда установит продолжительность сброса горючего. При необходимости будет проведен анализ общего количества собранного нефтепродукта, сообщила «Известиям» пресс-секретарь ведомства Юлия Непоседова.

В свою очередь, глава Росприроднадзора Светлана Радионова назвала новороссийскую аварию «достаточно знаковой» и подчеркнула, что та произошла в результате халатных действий — в порту не было сбоя оборудования или нештатной ситуации.

— Люди не проследили за своими прямыми обязанностями и получили фонтан нефти, который бьет посреди акватории Черного моря. Заявленные компанией цифры пока малы — от 1 т нефти до 50 т, сейчас мы проверяем деятельность оборудования и надеемся получить именно учетные данные по тем параметрам оборудования, которые нам предоставят, — сказала Радионова.

Она отметила, что измерение пленки, растекшейся по акватории моря, фактически выделяя оттуда вещество, — это долгая и серьезная работа, которая займет порядка трех недель.

В Минприроды «Известиям» сообщили, что ситуация с разливом нефти находится на контроле ведомства. Возбуждено административное дело по ч. 4 ст. 8.13 КоАП («Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение»).

Параллельно проверку проводит Новороссийская транспортная прокуратура. В рамках нее будет установлено, соблюдались ли в порту требования экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта.

«Очистка займет недели и месяцы»

В беседе с «Известиями» руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников оценил разлив нефти как серьезный, поскольку он произошел недалеко от берега. 

— По нашим оценкам, речь идет о сотнях тонн нефтепродуктов. Как только мы получили 7 августа сообщение от Росприроднадзора об этой аварии, включили нашу систему общественного мониторинга и уже вечером этого дня на радарном снимке смогли определить площадь загрязнения. Она тогда составляла примерно четверть квадратного километра, а уже ровно через сутки на другом космоснимке мы увидели колоссальное увеличение площади загрязненной акватории — 94 кв. км, — говорит эксперт.

По его словам, протяженность разлива такова, что загрязнение уже достигло побережья. У берега пока находится радужная пленка. Но экологи не исключают попадание туда более тяжелых фракций нефти. Под угрозой находятся такие зоны, как Абрау-Дюрсо и побережье Утришского заповедника.

— Пленочное загрязнение на морской поверхности спасатели соберут за несколько дней. Остальное в силу природных явлений расселится и растворится. Что касается береговой черты, с ней сложнее — всё будет зависеть от того, какие объемы и фракции достигли берега. Очистка может занять недели и месяцы, — отмечает Книжников.

По утверждению эколога Елены Есиной, в данной ситуации основной ущерб может быть нанесен экосистеме моря: если на место разлива попадут птицы, они могут получить нефтяное отравление и умереть. Но на сегодняшний день таких фактов не зафиксировано.

Кто понесет ответственность

Как объяснила «Известиям» адвокат Дарья Мороз, ответственность за разлив нефти при погрузке на танкер определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В сложившейся ситуации ее должна понести компания, которая занимается обслуживанием Морского терминала АО «КТК-Р».

Действия сотрудников компании могут подпадать под ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», максимальное наказание по которой в случае наступления тяжких последствий составляет до пяти лет лишения свободы.

— Все обстоятельства дела должны быть рассмотрены и оценены в ходе разбирательства. Тогда будет установлена степень виновности ответственных за сложившуюся ситуацию лиц, — отмечает эксперт.

В то же время собственник танкера Minerva Symphony не понесет ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со ст. 316 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ, поскольку ущерб не был причинен непосредственно самим судном.

Уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов в районе морского порта Новороссийск «в связи с широким общественным резонансом» передано в производство Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России, сообщила Елена Марковская, старший помощник руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета России.

На место происшествия выехала следственно-оперативная группа Краснодарского следственного отдела на транспорте. Пострадавшая территория была осмотрена, в настоящее время продолжается исследование полученных проб, назначена экологическая судебная экспертиза, решается вопрос о проведении дополнительных исследований.

На особый контроль дело взяла Генеральная прокуратура РФ. По ее данным, «при погрузке судна Minerva Symphony через выносное причальное устройство с терминала произошел выброс нефтепродуктов в море в 6 км от берега». В настоящее время представители Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно со специалистами территориального подразделения Росприроднадзора с воздуха обследуют береговую линию Черного моря от Анапы до Новороссийска, чтобы оценить масштабы аварии.

Отмечается, что «при установлении ущерба морской среде, водным биологическим ресурсам, почве, особо охраняемой природной территории государственного природного заповедника «Утриш» будут приняты меры к его минимизации и взысканию с виновного лица».

Что такое КТК

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода.

Как говорится на сайте КТК, сегодня протяженность трубопровода Тенгиз–Новороссийск составляет 1511 км. По данному маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), которые позволяют загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Авторы: Мария Фролова, Наталия Быкадорова, Екатерина Ясакова, Любовь Лежнева

Источник: Известия, 11.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики