— Решение о запрете экспорта бензина из России, которое сейчас активно обсуждается в кабмине РФ, не было одобрено на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком. Как вы считаете, почему? Это было бы верное решение, или никто его изначально не воспринимал всерьез?
— Естественно, нефтяники не хотят введения запрета на экспорт бензина, для них это будет существенный удар, получается, что надо будет ориентироваться только на внутренний рынок, может быть, даже сокращать объем производства, ведь внутреннему рынку столько бензина не нужно. Да, это привело бы, наверное, к снижению цен на бирже, но все равно для них это было бы неприятно. Во-первых, нужно было бы внутренний рынок больше наполнять, а он менее выгодный, из-за этого, в общем-то, весь сыр-бор. Когда нефтяники отправляют на экспорт и нефть, и нефтепродукты, они зарабатывают больше. Соответственно, из-за этого возникает дефицит на бирже, не на внутреннем рынке, а на бирже, и возникают высокие именно биржевые наценки.
Нефтяников напугали возможным сокращением производства из-за запрета экспорта, чтобы они добровольно сейчас отправили больший объем на биржу, потому что нужно продержаться август и сентябрь, дальше потребление бензина снизится в России, потому что закончится сезон и проблемы не будет. Поэтому нефтяников и пугают запретом, поэтому и устраиваются совещания, правительству не хотелось бы идти на конфликт и применять подобные меры, а значит, нужно, чтобы объемы отправились на биржу, и там страсти улеглись, тогда проблема со временем решится.
— Почему вы считаете, что потребление меньше станет?
— Потому что ковидный год — вместо того, чтобы летать на самолетах в отпуск, люди начали путешествовать в автомобилях.
— Но как не допустить роста цен на бензин в будущем? Не было принято каких-либо решений о заморозке цен. Заморозка цен — не панацея? О чем это говорит — будут повышения?
— Вы на бирже не можете заморозить цены, там цена формируется на основе спроса и предложения, заморозить вы можете цену розницы, но в рознице-то и нет такой проблемы. Мы сейчас не видим существенного роста цены за розницу, она была весной, а сейчас все в пределах инфляции идет. В основном речь идет о том, что на бирже не хватает топлива, а на бирже покупает независимая сеть, которая из-за этого вынуждена продавать бензин по более высокой цене на своей рознице, но тогда ФАС к ним начинает претензии выставлять. А во-вторых, все тогда уезжают на АЗС вертикально интегрированных компаний, и они теряют клиентуру. Поэтому они и жалуются — давайте либо мы все сейчас закроемся, если вы нам не поможете, либо дайте нам какие-то бонусы, либо сделайте так, чтобы больше топлива поступало на биржи и цена упала.
— И вот правительство дает нефтяникам "рекомендацию" отправить больше объемов на биржу, значит, цена в рознице расти не будет?
— В рознице цены вряд ли будут сильно расти. Если и будут расти, то на уровне инфляции, как и планировало Минэнерго изначально. Такой сценарий возможен.
— Такой сценарий возможен до выборов, а после?
— После выборов, надеюсь, все сохранится, если механизм подправили, то расти цены будут на уровне инфляции. Я думаю, что демпфирующий механизм позволит сдерживать рост цен и после выборов. Все зависит от биржи и переговоров с нефтяными компаниями. Власти именно рекомендуют повысить объемы поставок на биржи, потому что они не могут обязать продавать больше, это сложно и долго, пока вы будете это делать, момент может быть упущен, а надо сейчас перед выборами все отрегулировать, чтобы эффект получить до выборов. Если минимальный объем на биржи увеличить, законодательно могут не успеть.