Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти не стали запрещать экспорт бензина — что теперь будет с ценами?

Власти не стали запрещать экспорт бензина — что теперь будет с ценами?

В России продолжается дискуссия между властями и нефтяниками, которым экспорт выгоднее и милее, чем торговля на внутреннем рынке. С начала года правительство не один раз грозило запретом экспорта бензина — так Минэнерго пыталось сдерживать рост цен на бензин внутри страны. За первое полугодие объем экспорта снизился, а рост розничных цен пока не превышал средний уровень инфляции, хотя в ряде регионов все же топливо опережало инфляцию и в последнюю неделю июля цены продолжили рост во всех регионах, кроме Дальнего Востока и Сибири, а биржевые индексы обновляют рекордные значения.

В Минэнерго всерьез рассматривали полный запрет на экспорт бензина, если биржевые цены продолжат бить рекорды. Но на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком решение о запрете экспорта бензина из России не было принято, также ничего не будет предприниматься для заморозки цен, но власти рекомендовали компаниям увеличить объем на бирже, в том числе за счет резервов. Видимо, здесь добились согласия?

Как говорит в беседе с Накануне.RU эксперт Финансового университета Игорь Юшков, власти именно "рекомендовали", потому что если законодательно обязать поставщиков сырья увеличить объем, то должный эффект может не реализоваться перед выборами, а сейчас именно это властям и важно.

— Решение о запрете экспорта бензина из России, которое сейчас активно обсуждается в кабмине РФ, не было одобрено на совещании нефтяников с вице-премьером Александром Новаком. Как вы считаете, почему? Это было бы верное решение, или никто его изначально не воспринимал всерьез?

— Естественно, нефтяники не хотят введения запрета на экспорт бензина, для них это будет существенный удар, получается, что надо будет ориентироваться только на внутренний рынок, может быть, даже сокращать объем производства, ведь внутреннему рынку столько бензина не нужно. Да, это привело бы, наверное, к снижению цен на бирже, но все равно для них это было бы неприятно. Во-первых, нужно было бы внутренний рынок больше наполнять, а он менее выгодный, из-за этого, в общем-то, весь сыр-бор. Когда нефтяники отправляют на экспорт и нефть, и нефтепродукты, они зарабатывают больше. Соответственно, из-за этого возникает дефицит на бирже, не на внутреннем рынке, а на бирже, и возникают высокие именно биржевые наценки.

Нефтяников напугали возможным сокращением производства из-за запрета экспорта, чтобы они добровольно сейчас отправили больший объем на биржу, потому что нужно продержаться август и сентябрь, дальше потребление бензина снизится в России, потому что закончится сезон и проблемы не будет. Поэтому нефтяников и пугают запретом, поэтому и устраиваются совещания, правительству не хотелось бы идти на конфликт и применять подобные меры, а значит, нужно, чтобы объемы отправились на биржу, и там страсти улеглись, тогда проблема со временем решится.

— Почему вы считаете, что потребление меньше станет?

— Потому что ковидный год — вместо того, чтобы летать на самолетах в отпуск, люди начали путешествовать в автомобилях.

— Но как не допустить роста цен на бензин в будущем? Не было принято каких-либо решений о заморозке цен. Заморозка цен — не панацея? О чем это говорит — будут повышения?

— Вы на бирже не можете заморозить цены, там цена формируется на основе спроса и предложения, заморозить вы можете цену розницы, но в рознице-то и нет такой проблемы. Мы сейчас не видим существенного роста цены за розницу, она была весной, а сейчас все в пределах инфляции идет. В основном речь идет о том, что на бирже не хватает топлива, а на бирже покупает независимая сеть, которая из-за этого вынуждена продавать бензин по более высокой цене на своей рознице, но тогда ФАС к ним начинает претензии выставлять. А во-вторых, все тогда уезжают на АЗС вертикально интегрированных компаний, и они теряют клиентуру. Поэтому они и жалуются — давайте либо мы все сейчас закроемся, если вы нам не поможете, либо дайте нам какие-то бонусы, либо сделайте так, чтобы больше топлива поступало на биржи и цена упала.

— И вот правительство дает нефтяникам "рекомендацию" отправить больше объемов на биржу, значит, цена в рознице расти не будет?

— В рознице цены вряд ли будут сильно расти. Если и будут расти, то на уровне инфляции, как и планировало Минэнерго изначально. Такой сценарий возможен.

— Такой сценарий возможен до выборов, а после?

— После выборов, надеюсь, все сохранится, если механизм подправили, то расти цены будут на уровне инфляции. Я думаю, что демпфирующий механизм позволит сдерживать рост цен и после выборов. Все зависит от биржи и переговоров с нефтяными компаниями. Власти именно рекомендуют повысить объемы поставок на биржи, потому что они не могут обязать продавать больше, это сложно и долго, пока вы будете это делать, момент может быть упущен, а надо сейчас перед выборами все отрегулировать, чтобы эффект получить до выборов. Если минимальный объем на биржи увеличить, законодательно могут не успеть.

Автор: Елена Рычкова

Источник: Накануне.RU, 10.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики