Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяникам донастроят биржевую торговлю

Нефтяникам донастроят биржевую торговлю

Как возможный запрет на продажу бензина трейдерами повлияет на топливный рынок

Российские власти могут временно запретить продажу бензина трейдерами. Такую меру допустил вице-премьер Александр Новак на совещании с представителями нефтяных компаний. По его словам, речь идет о донастройке биржевой торговли. А именно — о непродолжительном ограничении продавать топливо непроизводителям, а также о запрете приобретать его тем, кто аффилирован с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, и ограничении предельного роста внутри торговой сессии.

Сами же производители должны содействовать стабилизации на оптовом рынке, то есть равномерно увеличивать предложение нефтепродуктов на бирже, заключил вице-премьер. При этом, по его словам, запрещать экспорт бензина пока не будут, но власти могут применить эту меру в любой момент, если ситуация ухудшится. Как возможный запрет на продажу бензина трейдерами повлияет на рынок? Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что ситуация существенно не изменится:

Вообще, это выглядит больше как способ тушить пожар одним маленьким ведром воды. Сама по себе мера крайне незначительная, но нужно как-то успокоить людей.

Именно для этого все и говорится, потому что объем таких сделок, в общем-то, достаточно небольшой, и системно ничего не поменяется. И не нужно было запрещать экспорт, это очень плохая мера. Само по себе предложение по экспортному запрету изначально не было похоже на реальный шаг, скорее это был такой сигнал в сторону крупных нефтяных компаний о том, что пора бы что-то сделать с высокими оптовыми ценами. Но вместо значимого повышения нормативов — а именно нормативы являются ключевым инструментом по повышению или снижению объемов реализации через биржу — обошлись, как обычно, рекомендацией. Если запретить только товарный бензин, производителю проще начать экспортировать сырье.

Это же часто интегрированная компания, у которой есть свои добывающие мощности. А если бы стали больше экспортировать сырье и при этом меньше отправлять на переработку, это привело бы к снижению уровня производства и падению биржевой реализации, потому как сами по себе нормативы привязаны к производству. А если запретить более широкий перечень, то это ставит под угрозу многие НПЗ, которые экспортируют нетоварные нефтепродукты и у которых технически нет возможностей производить товарную продукцию. Это очень существенным образом ударило бы по их деятельности. Учитывая, что задача регулятора сделать так, чтобы крупные игроки вели себя на рынке конкурентно, реализация в 25% по нормативу совсем не выглядит какой-то драконовской мерой. И именно это пора бы уже давным-давно сделать.

Максимум, на что теперь можно рассчитывать, это замедление темпов роста цен. Однако я не думаю, что те меры, которые сейчас предлагаются, они этому будут способствовать.

Скорее, ситуация просто рассосется сама собой в силу того, что высокий сезон будет закончен, и биржевые котировки нормализуются за счет снижения спроса. И цены не будут больше повышать»,— полагает Баженов.

Биржевая стоимость топлива в России летом этого года несколько раз обновили исторические рекорды. После заявлений Александра Новака бензины марок АИ-92 и АИ-95 на торгах 10 августа дорожают незначительно. Минэнерго неоднократно обещало запретить экспорт бензина, если цены на бирже продолжат расти.

Возможный запрет на торговлю бензином трейдерами теоретически поможет стабилизировать ситуацию, однако пока оценить эффект от этой меры сложно, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Трейдеры всегда мешают. Порой они не дружат с вертикальными компаниями, возникают какие-то определенные спорные и конфликтные моменты. Это естественная экономическая история. Посреднические звенья всегда разгоняют итоговый чек, и чрезмерная активность там может приводить к росту цен. Запрет на внутреннюю торговлю — это более локальная ограничительная мера, нежели экспортный запрет. А как она поможет — покажут только тесты, если это будет вводиться. Если введут, результат мы увидим уже после этого тестирования.

Если ничего не поменяется, если рынок продолжит расти и обгонять общую инфляцию, то, естественно, будут уже какие-то новые решения, более жесткие».

Тем временем цены на топливо на столичных заправках немного ускорили рост за последнюю неделю. По данным Московской топливной ассоциации, со 2 по 9 августа 92-й бензин в среднем подорожал на 11 коп. — почти до 46 руб. за литр. Столько же прибавил и АИ-95. Литр этой марки топлива стоил 50,9 руб. Сильнее всего, на 16 коп., выросла цена АИ-98 — до 58 руб. Дизель в столице вплотную подобрался к отметке 50 руб. за литр.

Автор: Владимир Расулов

Источник: Коммерсантъ FM, 10.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики