Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Водород и Чубайс стали инструментами внешней политики РФ

Водород и Чубайс стали инструментами внешней политики РФ

РФ хочет договориться с Западом по низкоуглеродной тематике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.  

Чубайс похвалил Правительство РФ

Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями Анатолий Чубайс сообщил в Facebook, что климатические прогнозы становятся все более мрачными и сослался на изложение проблемы изданием The Bell.

В материале The Bell идет разговор про то, что средняя температура на планете продолжит повышаться, а у человечества осталось всего десять лет, чтобы отказаться от нефти и газа. Единственной хорошей новостью, по мнению Чубайса, является то, что Правительство РФ начало готовить страну к данному вызову, который станет самой масштабной проблемой в ближайшие десять лет.

Чубайс таким образом отреагировал на вчерашнюю публикацию концепции развития водородной энергетики в РФ, предполагающей создание в стране к 2035 году нового промышленного кластера, работающего на национальной материальной базе.

Фактической целью программы является не борьба с изменением климата – практика показывает, что человеческие знания по изменениям на планете, идущим в течение сотен миллионов лет, пока не точны, а адаптация к западному энергетическому тренду.  

Основой экспорта и бюджетных доходов РФ являются углеводороды, данный сектор занимает львиную часть российской экономики, поэтому любые изменения в энергетической стратегии Запада больно бьют по отечественному развитию.

Страны ЕС являются главным направлением сбыта российских угля, нефти и газа, поэтому углеродный налог и другие нововведения являются для Москвы риском. С этим и связано появление в России концепции развития национальной водородной энергетики.

Суть концепции заключается в производстве «голубого» водорода путем переработки метана (природного газа) и создании для этого новых производств и кластеров, чтобы процесс осуществлялся на российском оборудовании и давал экономике технологический прогресс. Россия хочет использовать водородную тему для модернизации экономики, раз уж в Евросоюзе так рьяно взялись за климат.

Чубайс трактует эти события «по-западному», это и неудивительно, учитывая его бэкграунд, но в этом и заключается смысл его назначения. Чубайс воспринимается на Западе как «свой», как человек, проведший в РФ «правильные преобразования». Из-за этого его голос будет услышан, РФ не только не против сотрудничества с Западом по климатическим вопросам, но и заинтересована в них.

Более этого, это шанс на восстановление отношений РФ и Запада и создание новой базы для двухстороннего сотрудничества.  

Кремль и Белый дом ведут диалог по климатическим вопросам

«В данной истории имеются несколько факторов. В руководстве страны воспринимают климатическую тему как одну из возможностей налаживания сотрудничества с Западом. Свидетельством этого является то обстоятельство, что первый контакт между Владимиром Путиным и Джо Байденом был посвящен климатическому направлению», - констатирует Перов.

В ходе последующего общения Кремля и Белого дома климатический вопрос также постоянно поднимался. Это логично – смена президентов в США стала одним из драйверов быстрого развития направления альтернативной энергетики.

В предвыборной программе Байдена заложено выделение 2 млрд долларов за 4 года на развитие «зеленой» энергетики.

С Байденом связан термин Green New Deal, означающий преобразование американской экономики на новых энергетических принципах и при вмешательстве государства. Отсылка на это видна в названии – New Green называлась программа Франклина Рузвельта.

«Можно вспомнить разговор спецпредставителя президента США по вопросам климата Джона Керри (госсекретарь при Обаме) с российскими официальными лицами. Только с назначением Керри в Белом доме появилась такая должность», - заключает Перов.  

РФ нужно взаимное признание с Западом низкоуглеродных программ

Тема климата находится в российско-американских отношениях на первых ролях, но нельзя забывать про экономику.

«14 июля 2021 года были опубликованы параметры трансграничного углеродного регулирования Еврокомиссии. Российские климатические лоббисты давно говорят о том, что мир меняется, а правила игры на планете подстраиваются под низкоуглеродный тренд, и в этом есть большие возможности, чтобы РФ смогла отстоять собственные экономические интересы», - резюмирует Перов.

Идея является крайне простой – не платить России углеродный налог, а создать собственную систему низкоуглеродной энергетики.

«Сегодня основная проблематика вокруг низкоуглеродной энергетики заключается в вопросе, кто будет в РФ отвечать за регулирование. Именно с этим связан новый раунд публичной активности Чубайса», - констатирует Перов.

Чубайс много выступал в прошлом году, затем ушел в тень, а теперь у него снова началась фаза громких заявлений.

«Данный политик видит себя в качестве посредника между Западом и Россией. Москва выстраивает низкоуглеродную энергетику, а Чубайс ведет переговоры по данному вопросу с Западом, чтобы там приняли наши правила», - констатирует Перов.

В концепции углеродного налога много формальностей, поэтому нам необходимо двустороннее признание подходов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики